Продолжительность занятия - 2 академических часа (90 мин).
Цель - формировать профессиональные умения диагностики на основании клинической картины дифтерии, уметь дифференцировать дифтерию от заболеваний со схожей симптоматикой и обоснованно применять современные методы лечения и профилактики.
Перечень профессиональных компетенций, формируемых преподавателем у студентов в результате изучения темы, представлен во введении.
Требования к уровню подготовленности студентов по теме
В результате изучения темы студент должен знать:
► клиническую картину дифтерии: преимущественное поражение ротоглотки и дыхательных путей с развитием фибринозного воспаления в месте внедрения возбудителя и токсическим поражением сердечно-сосудистой, нервной систем и почек.
Дифтерия зева. Опорные клинические симптомы: к концу первых суток - началу вторых на миндалинах видны плотные фибринозные налеты с гладкой поверхностью беловато-серого цвета и перламутровым блеском. Снятие налета затруднено и сопровождается кровоточивостью. Наблюдается отечность миндалин и нёбных дужек. Налеты на миндалинах без лечения сохраняются до 6-7 дней.
Дифтерия гортани. Характерны: в катаральную стадию крупа - боль в горле, охриплость голоса, грубый, лающий кашель; в стенотическую стадию - нарастание дисфонии, шумное дыхание, втяжение межреберных промежутков, вынужденное положение тела; в асфиксическую стадию - бледность кожи, акроцианоз, прогрессирующая дыхательная и сердечно-сосудистая недостаточность.
Токсическая дифтерия. Характерны: острое начало, высокая температура тела, сильные боли в горле, выраженные изменения в ротоглотке (отек мягких тканей, значительное увеличение миндалин, покрытых толстым налетом, распространяющимся на твердое нёбо), затруднен-