Студент должен знать:
- значение процессов регуляции и саморегуляции для удовлетворения потребностей человека;
- гуморальную регуляцию физиологических функций;
- нервную регуляцию физиологических функций;
- сущность и значение нервно-гуморальной регуляции физиологических функций;
- значение обратной связи для регуляции физиологических функций;
- классификацию и общие принципы строения и функций нервной системы и её отделов;
- рефлексы, их значение и виды рефлексов;
- отделы рефлекторной дуги;
- рецепторы и эффекторы;
- разновидности нейронов и нервных волокон;
- строение и функции нервного центра;
- строение, функции синапса и виды синапсов;
- физиологические свойства возбудимых тканей;
- биоэлектрические явления в нервной и мышечной тканях;
- виды мышечных сокращений, их механизм;
- свойства мышц: сила, работа, энергетика, утомляемость.
Студент должен уметь:
- использовать анатомические и физиологические латинские термины;
- нарисовать в тетради схемы: 1) отделы нервной системы; 2) нервно-гуморальная регуляция физиологических функций; рефлекторная дуга простая и сложная.
5.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РЕГУЛЯЦИИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Физиологическая регуляция - это активное управление функциями организма и его поведением для поддержания оптимального уровня жизнедеятельности, постоянства внутренней среды и обменных процессов с целью приспособления организма к изменяющимся условиям среды.
Приспособительные изменения параметров функций ограничены показателями гомеостаза - относительного постоянства внутренней среды (см. модуль 3.1), за пределами которых происходит нарушение свойств системы. Изменение параметров функций при поддержании их в границах гомеостаза происходит за счёт саморегуляции. Саморегуляция - основная форма взаимодействия функций органов и систем в организме. Всякое отклонение показателей внутренней среды от нормы вызывает процессы, направленные на восстановление её постоянства.