Студент должен знать:
- что такое иммунитет, антигены и антитела;
- классификация иммунитета;
- общий план строения иммунной системы;
- специфические и неспецифические факторы иммунитета;
- механизмы клеточного иммунитета;
- механизмы гуморального иммунитета;
- сущность и значение иммунной памяти.
Студент должен уметь:
- применять анатомические и медицинские латинские термины;
- показывать на муляжах и в атласе органы иммунной системы и детали их строения;
- пальпировать регионарные лимфатические узлы.
21.1. ПОНЯТИЕ ОБ ИММУНИТЕТЕ
Иммунитет - способ защиты организма от генетически чужеродных веществ, белков и клеток, попавших в организм. Иммунная система контролирует также собственные клетки организма с целью уничтожения изменённых клеток с чужеродными антигенами (клетки опухолей).
Нарушения деятельности иммунной системы отражаются на состоянии многих органов и систем, что, в свою очередь, способствует возникновению и определённому течению таких патологических процессов, как воспаление, опухоли, заболевания системы крови, инфекционные и другие болезни. Говоря о проблемах иммунитета, волей-неволей также придётся затронуть обмен веществ, избыточный вес и нервный стресс. Например, иммунологические методы борьбы с онкологическими болезнями сейчас разрабатывают очень
активно, потому что с их помощью можно губительно действовать на раковые клетки, устойчивые к обычным лекарствам. При недостаточности иммунитета возникают иммунодефицитные состояния, когда организм частично или полностью теряет способность формировать иммунные реакции, вырабатывать лимфоциты и антитела. Напротив, при бурной реакции иммунной системы на антигены возникает аллергия, которая сопровождается выработкой антител, лимфоцитов и даже опасными расстройствами жизнедеятельности (анафилактическим шоком и др.).