Пропедевтика является вводной дисциплиной к любой медицинской специальности. Термин «пропедевтика» (лат. propaedeutica) означает предварительное, подготовительное обучение, введение в науку. В задачи пропедевтики детских болезней входят изучение возрастных особенностей роста, развития, формирования детского организма; методики объективного исследования детей; определение объема и содержания параклинического обследования больных при заболеваниях; семиотика основных поражений различных органов и систем и организма в целом; клиническая трактовка полученных данных.
Педиатрия (греч. paidos - ребенок, iatreia - лечение) изучает закономерности роста, формирования и развития детского организма. Научные и практические достижения последних десятилетий наглядно показали, что именно в периоде детства надо искать истоки всех болезней взрослого человека.
На каждом возрастном этапе жизни ребенку свойственны особые морфологические, физиологические и психологические качества. Знания их необходимы врачу, и в первую очередь педиатру, не только для диагностики развившегося заболевания. Только на основе глубокого понимания анатомо-физиологических особенностей детского организма в аспекте эволюционно-детерминированной целесообразности можно организовать оптимальные условия для роста и всестороннего развития здорового ребенка.
Пропедевтика детских болезней включает и семиотику (т.е. симптоматологию) основных поражений различных органов и систем детского организма. Однако клиническая диагностика основывается не на знании отдельных симптомов заболеваний. Необходимое врачу клиническое мышление предполагает способность анализировать и систематизировать выявленные симптомы, используя синдромологический подход. Этому способствует и логическая интерпретация данных современных дополнительных исследований. Поэтому именно знания всех разделов пропедевтики детских болезней составляют фундамент последующего клинического обучения и повышения квалификации врача-педиатра.