2.1. Анатомо-физиологические особенности и методика осмотра новорожденного ребенка. Признаки доношенности и недоношенности. Пограничные состояния периода новорожденности
2.1.1. Методика осмотра новорожденного
Исследование соматического и неврологического статуса новорожденного имеет свои особенности. Прежде всего чрезвычайно важно оценить состояние ребенка сразу после рождения. Для оценки тяжести состояния только что родившегося ребенка используется шкала Апгар (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Шкала Апгар для оценки общего состояния новорожденных
| |
| | |
| | Слабый крик, редкие единичные дыхательные движения | Громкий крик, ритмичное дыхание |
| | | |
| Общий цианоз или бледность кожи | Туловище розовое, конечности цианотичные | |
Окончание табл. 2.1
| |
| | |
| | Некоторое сгибание конечностей | |
Рефлексы (ответ при надавливании на пятку) | | | |
Оценка состояния проводится на 2-й и 5-й минутах жизни. Общая оценка складывается из суммы баллов по пяти признакам: дыхание, сердцебиение, окраска кожи, мышечный тонус, рефлексы (глоточный). Каждый признак оценивается от 0 до 2 баллов. Состояние новорожденного считается удовлетворительным при суммарной оценке 8-10 баллов. Легкая степень гипоксии диагностируется при оценке 6-7 баллов, среднетяжелая - при оценке 4-5 баллов, тяжелая - при оценке 1-3 балла. Первые три признака свидетельствуют о необходимости начала реанимационных мероприятий при оценке менее 4 баллов. Шкала используется только у доношенных новорожденных.
Для оценки состояния недоношенных или новорожденных, родившихся в состоянии асфиксии, используется шкала Сильвермана (табл. 2.2), также включающая 5 признаков: движения грудной клетки, втяжение межреберий, втяжение грудины, положение нижней челюсти, дыхание. Каждый признак оценивается двумя баллами, при наличии двух и более баллов диагностируется синдром дыхательных расстройств.
Таблица 2.2. Шкала Сильвермана
| |
| | |
Сравнительные движения грудины и живота | | Позднее западение грудины, минимальное выпячивание живота | |
Втяжение межреберных промежутков | | | |
| | | |
Западение подбородка во время вдоха | | Наблюдается, но рот остается закрытым | Наблюдается, но рот открыт |
| | Выслушивается только с помощью стетоскопа | |
Далее проводят объективное обследование новорожденного, для чего ребенка помещают на столик под нагревательной лампой. Прежде всего обращают внимание на общее состояние ребенка, его активность, крик. Здоровый новорожденный во время бодрствования производит хаотичные, некоординированные движения ручками и ножками.