только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 3 / 11
Страница 1 / 10

Глава 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ДЕТСКОЙ ШИЗОФРЕНИИ

Определение. Шизофрения, как и любой психоз, характеризуется такой аберрацией сознания, когда значения явлений, событий и всего происходящего не регулируются прошлым опытом, запечатленным в различных сетях центральной нервной системы (ЦНС). Более 100 лет развитие учения о шизофрении поддерживается двумя концепциями: E. Kraepelin и E. Bleuler. Во второй половине XIX в. предпринимались попытки упорядочить крайне диффузное понятие «помешательство». Появились описания кататонии (L. Kahlbaum), гебефрении (E. Hecker) и преждевременного слабоумия (B.A. Morel). Свою концепцию dementia praexox E. Kraepelin разрабатывал долгие годы, характеризуя ее более или менее далеко идущим распадом психической личности с преобладающими расстройствами чувства и воли [33]. Основные теоретические платформы, на которых стоял E. Kraepelin, - это реализм, параллелизм, экспериментальный подход и натурализм. Реалистический подход основывался на том, что различные психические расстройства являются различными объектами, «естественными видами», «естественными болезнями» («naturliche Krankheitseinheiten»). E. Kraepelin никогда не отождествлял психические явления с нейробиологическими процессами, полагая их тесно связанными, но тем не менее отдельными сущностями. Он считал экспериментальный подход своего рода гарантией научного статуса исследований в психиатрии. Более того, ученый резко критиковал психоанализ. Его натуралистическая, антиметафизическая точка зрения тяготела к дарвинистской и биологической теориям [149].

Идея дегенерации, распространенная культурная тема XIX в., доминировала в психиатрическом мышлении задолго до того, как шизофрения стала развиваться в качестве диагностической категории. Это, несомненно, повлияло на концепцию E. Krae-pelin [97].

Для продолжения работы требуется вход / регистрация