только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 6 / 22
Страница 1 / 1

Глава 2. Диагностика и лечение неосложненных острых и хронических заболеваний, других состояний, травм, отравлений у взрослых

В системе здравоохранения РФ важными направлениями по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения являются профилактические медицинские осмотры (ПМО), диспансеризация и диспансерное наблюдение, которые проводятся в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Обеспечение организации прохождения гражданами ПМО и диспансеризации возлагается на органы исполнительной власти субъектов России в сфере охраны здоровья, в том числе в вечерние часы и субботу, а также предоставляет гражданам возможность дистанционной записи на приемы (осмотры, консультации) медицинскими работниками, исследования и иные медицинские вмешательства, проводимые в рамках профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.

ПМО взрослого населения (18 лет и старше) проводятся ежегодно в качестве самостоятельного мероприятия, в рамках диспансеризации, в рамках диспансерного наблюдения (при проведении первого в текущем году диспансерного приема, осмотра или консультации) и включают: анкетирование, расчет индекса массы тела, измерение артериального давления, определение уровней общего холестерина и глюкозы в крови, определение относительного или абсолютного сердечно-сосудистого риска, флюорографию легких 1 раз в 2 года, электрокардиографию (ЭКГ) в возрасте 35 лет и старше 1 раз в год, измерение внутриглазного давления при первом прохождении профилактического осмотра, далее в возрасте 40 лет и старше 1 раз в год, осмотр врачом акушеромгинекологом женщин в возрасте от 18 до 39 лет, прием (осмотр) по результатам медицинского осмотра врачом-терапевтом или фельдшером.

Диспансеризация проводится: 1 раз в три года - для лиц в возрасте от 18 до 39 лет включительно; 1 раз в год - для лиц в возрасте 40 лет и старше, а также для отдельных категорий граждан. Первый этап диспансеризации (скрининг) включает в себя: профилактический медицинский осмотр, скрининг на выявление онкологических заболеваний, общий анализ крови (для граждан 40-65 лет и старше), профилактическое консультирование, прием (осмотр) врачомтерапевтом по результатам первого этапа диспансеризации. Второй этап диспан

серизации проводится для дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания и включает: осмотры (консультации) врачами-специалистами, дуплексное сканирование брахицефальных артерий, ректороманоскопию, колоноскопию, эзофагогастродуоденоскопию, рентгенографию легких, компьютерную томографию легких, спирометрию; консультирование, прием (осмотр) врачом-терапевтом по завершении исследований второго этапа диспансеризации.

>


Приказ Минздрава России от 13.03.2019 № 124н

Методические рекомендации "Организация проведения ПМО и диспансеризации определенных групп взрослого населения в соответствии с Порядком проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденным приказом Минздрава России от 13 марта 2019 г. № 124н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 апреля 2019 г. Регистрационный № 54495)"

Профилактический медицинский осмотр - это один из видов медицинской помощи населению, который направлен на раннее (своевременное) выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.

>

АЛГОРИТМ ТАКТИКИ ФЕЛЬДШЕРА ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА

ОПОВЕЩЕНИЕ КОНТИНГЕНТА О ПРЕДСТОЯЩЕМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ ОСМОТРЕ И ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ

А. Составить списки контингента, подлежащего профилактическому осмотру и диспансеризации, используя компьютерную базу данных, на 2-3 мес вперед.

Б. Составить индивидуальный план прохождения профилактического осмотра или диспансеризации пациентом согласно Приказу от 13 марта 2019 г.

№ 124н в 2 экземплярах.

В. Предоставить направление на обследование в соответствии с индивидуальным планом пациента.

Г. Уведомить пациента и/или законного представителя о необходимости проведения профилактического осмотра или диспансеризации, предоставить индивидуальный план, заверенный пациентом и/или законным представителем, и необходимые направления. Первый экземпляр плана вклеивается в карту, второй экземпляр отдается на руки.

Д. Ознакомить пациента и/или законного представителя и дать ему заполнить информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства. [Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства)].

Е. Проконтролировать прохождение пациентом назначенных обследований в рамках профилактического осмотра (диспансеризации).

Ж. По завершении профилактического осмотра (диспансеризации) проводится комплексная оценка состояния здоровья пациента, даются рекомендации, о чем делается запись в карте учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров) ф. 131/у-ДР и ф. 112-у. Ф131/у-ДР вклеивается в амбулаторную карту пациента. Составляется индивидуальный план прохождения ПМО (диспансеризации) пациентом на следующий год.

[Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 марта 2015 г. № 87н "Об унифицированной форме медицинской документации и форме статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров, порядках по их заполнению". Приложение №1. Учетная форма № 131/у "Карта учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)"]

ПРИЕМ ПАЦИЕНТА ПО ПОВОДУ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОСМОТРА ИЛИ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ

А. Установить доверительные отношения с пациентом.

Б. Ознакомить пациента и/или законного представителя и дать ему заполнить информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства. [Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства)].

В. Ознакомить пациента и дать ему заполнить типовой договор на оказание медицинских услуг для взрослых (с внесением ФИО законного представителя).

Г. Провести анкетирование для выявления:

  • отягощенной наследственности, жалоб, симптомов, характерных для следующих неинфекционных заболеваний и состояний: стенокардии, перенесенной транзиторной ишемической атаки или острого нарушения мозгового кровообращения, хронической обструктивной болезни легких, заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ);
  • определения факторов риска и других патологических состояний и за- болеваний, повышающих вероятность развития хронических неинфекционных заболеваний: курения, риска пагубного потребления алкоголя, риска потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, характера питания, физической активности;
  • выявления у граждан в возрасте 65 лет и старше риска падений, жалоб, характерных для остеопороза, депрессии, сердечной недостаточности, некорригированных нарушений слуха и зрения;

Д. Оценить состояние здоровья (оценить общее состояние, сбор жалоб и анамнез, физикальное исследование, назначить и оценить лабораторные и инструментальные исследования).

Е. Рассчитать на основании антропометрии (измерения роста, массы тела, окружности талии) индекс массы тела.

Ж. Провести измерение артериального давления на периферической артерии. З. Направить пациента в смотровой кабинет, доврачебный кабинет (для определения уровня общего холестерина в крови, уровня глюкозы в кро

ви натощак, относительного и абсолютного сердечно-сосудистого риска) и на другие обследования, входящие в объем профилактического медицинского осмотра (первого этапа диспансеризации).

И. Провести краткое профилактическое консультирование и разъяснение лицу с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний) или их осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при развитии заболевания или состояния и необходимости своевременного вызова скорой медицинской помощи.

К. По завершении профилактического медицинского осмотра (диспансеризации) провести комплексную оценку состояния здоровья пациента, даются рекомендации, о чем сделать запись в карте учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров) ф. 131/у-ДР и ф. 025-у.

Ф1. 31/у-ДР вклеивается в амбулаторную карту пациента. Составляется индивидуальный план прохождения профилактического медицинского осмотра или диспансеризации пациента на следующий год.

М. Сделать запись осмотра в амбулаторной карте (форма № 025/у). Диспансерное наблюдение - это наблюдение за состоянием здоровья граж

дан, уже страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, для выявления и предупреждения осложнений, обострений заболеваний и осуществления медицинской реабилитации. Наличие оснований для проведения диспансерного наблюдения определяется врачом. Сведения о диспансерном наблюдении должны быть внесены в медицинскую документацию пациента, а также в контрольную карту по форме № 030/у. Непосредственное диспансерное наблюдение проводят врачи-терапевты (врачи общей практики), врачи-специалисты, врачи по медицинской профилактике отделения медицинской профилактики или центра здоровья и фельдшеры (акушеры). Диспансерному наблюдению подлежат лица, страдающие отдельными хроническими неинфекционными и инфекционными заболеваниями или имеющие высокий риск их развития, а также лица, находящиеся в восстановительном периоде после перенесенных острых заболеваний, в том числе травм и отравлений. Диспансерное наблюдение устанавливается в течение 3 рабочих дней после постановки диагноза при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, после получения выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного по результатам оказания медицинской помощи в стационарных условиях. Наличие медицинских показаний для проведения диспансерного наблюдения, периодичность диспансерных приемов, длительность наблюдения, объем профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий определяются медицинским работником с учетом стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций.

"При проведении первого в текущем году диспансерного приема (осмотра, консультации) в рамках диспансерного наблюдения организуется проведение ПМО лица, находящегося под диспансерным наблюдением".

>

Приказ Минздрава России от 29.03.2019 № 173н "Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми" .

АЛГОРИТМ ТАКТИКИ ФЕЛЬДШЕРА ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА

  • Соблюдение этики и деонтологии среднего медицинского персонала.
  • Соблюдение безопасной среды для пациента и персонала.
  • Соблюдение фармакологического порядка.
  • Выполнение методических указаний.

ОПОВЕЩЕНИЕ ДИСПАНСЕРНОГО КОНТИНГЕНТА

А. Составить списки контингента, подлежащего диспансерному наблюдению, используя компьютерную базу данных, на 2-3 мес вперед.

Б. Составить индивидуальный план прохождения осмотра в рамках диспансерного наблюдения пациенту согласно Приказу от 13 марта 2019 г.

№ 124н в 2 экземплярах.

В. Предоставить направление на обследование в соответствии с индивидуальным планом пациента.

Г. Уведомить пациента и/или законного представителя о необходимости проведения диспансерного осмотра, предоставить индивидуальный план, заверенный пациентом и/или законным представителем, и необходимые направления. Первый экземпляр плана вклеивается в карту, второй экземпляр отдается на руки.

Д. Предоставить информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства пациенту и/или законному представителю [Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства)].

Е. Проконтролировать прохождение пациентом назначенных обследований в рамках диспансерного наблюдения.

Ж. По завершении диспансерного приема провести комплексную оценку со- стояния здоровья пациента, дать рекомендации, о чем делается запись в ф. 030/у и ф. 025/у. Составить индивидуальный план прохождения диспансерного осмотра пациента на следующий год.

ПРИЕМ ПАЦИЕНТА ПО ПОВОДУ ДИСПАНСЕРНОГО ОСМОТРА

А. Установить доверительные отношения с пациентом.

Б. Ознакомить пациента и дать ему заполнить информированное согласие на выполнение инвазивных манипуляций, операции.

В. Ознакомить пациента и/или законного представителя для взрослых и детей и дать ему заполнить информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства. [Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства)].

Г. Оценить состояние диспансерного лица (оценить общее состояние, провести сбор жалоб и анамнез, физикальное исследование, назначение и оценку лабораторных и инструментальных исследований).

Д. Дать оценку приверженности лечению и эффективности ранее назначенного лечения, достижения целевых значений показателей состояния здоровья; провести необходимую коррекцию проводимого лечения, а также повысить мотивацию пациента к лечению;

Е. Направить пациента на необходимые обследования. Ж. Проконтролировать выполнение назначений.

З. Провести краткое профилактическое консультирование и разъяснение лицу с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний) или их осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при развитии заболевания или состояния и необходимости своевременного вызова скорой медицинской помощи.

И. Назначить дату повторного осмотра.

К. Сделать отметку в форме № 030/у о проведенном диспансерном осмотре, обследовании и лечении, дате повторной явки.

Л. Сделать запись осмотра в амбулаторной карте (форма № 025/у).

1.1.

>


ПАТРОНАЖ ДЕТЕЙ И БЕРЕМЕННЫХ

Патронаж (фр. patronaqe - покровительство) - система медицинского обслуживания беременных, детей раннего возраста и некоторых категорий больных в домашних условиях.

Дородовый патронаж - это форма профилактической работы ФАП, направленная на улучшение качества оказания медицинской помощи беременным.

Первый дородовый педиатрический патронаж фельдшером ФАП проводится после взятия женщины на учет в связи с беременностью в целях обеспечения благополучного вынашивания ребенка.

Основные задачи: определение наличия пренатальных факторов риска; выявление женщин

изгрупп риска; прогнозирование состояния здоровья будущего ребенка; оказание помощибеременной по выявлению и устранению проблем, которые могут препятствовать вынашиванию малыша; рекомендации по профилактике развития прогнозируемой патологии у детей, режиму дня, питанию, соблюдению гигиенических и санитарных норм.

Второй дородовой патронаж выполняется на 31-38-й неделях беременности.

Основные задачи: выявление новых факторов риска; подготовка к родам и послеродовому периоду; определение уровня подготовленности семьик появлению ребенка(наличие приданого и мебелидля младенца, организации уголка ребенка и др.); подготовка к грудному вскармливанию (беседы о преимуществах грудного вскармливания, подготовке молочных желез, профилактике гипогалактии имастита).

Третий дородовый патронаж назначается в строго индивидуальном порядке в том случае, если беременность осложнена и имеется рискрождения ребенка с патологиями развития или врожденными заболеваниями.

К группе риска относятся:

  • беременные младше 18лет;
  • первородящие после 30 лет;
  • одинокие матери;
  • пациентки с многоплодной беременностью;
  • многодетные женщины;
  • женщины, у которых в акушерском анамнезе есть угроза прерывания беременности, токсикоз, рождение недоношенного, переношенного, мертворожденного ребенка;
  • женщины с хроническими заболеваниями;
  • женщины, проживающие в неблагополучной среде для жизнибудущего малыша;
  • женщины, имеющие слишком низкую (ИМТ£20кг/м2)или избыточную (ИМТ³30 кг/м2) массу тела

Диагностические возможности на уровне ФАП

Выявление факторов пренатального риска беременных.

  • Социальный анамнез:
    • полнота семьи;
    • возраст матери, образование, место работы, профессия, профессиональные вредности;
    • возраст отца, образование, место работы, профессия, профессиональные вредности;
    • психологический климат в семье;
    • вредные привычки матери, отца, асоциальные формы поведения;
    • жилищно-бытовые условия;
    • материальная обеспеченность;
    • социально-гигиенические условия воспитания ребенка.

Жалобы и физикальный осмотр.

Жалобы, характерные для нормальной беременности:

  • Тошнота и рвота (в 90% случаев тошнота и рвота беременных являются физиологическим признаком беременности). При нормальной беременности рвота бывает не чаще 2-3 раз в сутки, чаще натощак
  • Масталгия является нормальным симптомомв I триместре беременности и связана с отечностью и нагрубанием молочных желез вследствие гормональных изменений.

и не нарушает общего состояния пациентки. В большинстве случаев тошнота и рвота купируются самостоятельно к 16-20 нед беременности и не ухудшают ее исход.

>

  • Генеалогический анамнез:
    • выявить наследственную отягощенность по наличию хронической и врожденной патологии у родственников в трех поколениях со стороны матери и отца ребенка.
  • Биологический анамнез:
    • беременность и роды по счету;
    • количество детей в семье;
    • исходы предыдущих беременностей;
    • срок между данной и предыдущей беременностью (аборты, выкидыши);
    • хронические состояния или заболевания;
    • острые заболевания, обострения хронических заболеваний, операции (с указанием срока беременности);
    • использование медикаментов во время беременности;
    • течение данной беременности (токсикоз, осложнения);
    • питание во время беременности;
    • соблюдение режима дня;
    • физическая активность.

Заключение по антенатальному анамнезу с учетом количества баллов.

Беременные женщины с оценкой 10 баллов и выше относятся к группе высокого риска, 5-9 баллов - к группе среднего риска,

до 4 баллов - к группе низкого риска. Прогнозирование состояния здоровья ребенка с учетом пренатальных факторов риска.


  • Изжога (гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь) во время беременности наблюдается в 20-80% случаев, возникает вследствие релаксации нижнего пищеводного сфинктера, снижения внутрипищеводного давления и одновременного повышения внутрибрюшного и внутрижелудочного давления, что приводит к повторяющемуся забросу желудочного и/или дуоденального содержимого в пищевод.
  • Запор - распространенная патология кишечника при беременности, возникает

в 30-40% случаев и характеризуется частотой стула менее 3 раз в неделю.

Оценка самочувствия, общего состояния: температура, измерения роста, массы тела, артериального давления (на обеих руках), исследование пульса, наличие отеков, пигментации, состояния молочных желез и сосков; исследование внутренних органов, измерение окружности живота, высоты дна матки, определение частоты сердцебиения плода, определение положения и предлежания плода, опрос беременной по поводу характера шевелений плода. Прогноз лактации.

Если количество баллов при суммировании:

- +13 и выше - прогноз устойчивой лактации, положительный;

  • -13 - прогноз неблагоприятный;
  • от +13 до -13 - прогноз неопределенный.
    • ожидается рождение здорового ребенка;
    • ожидается рождение ребенка с риском.

Общее заключение по дородовому патронажу:

Алгоритм тактики фельдшера ФАП

  • Соблюдение этики и деонтологии среднего медицинского персонала.
  • Соблюдение безопасной среды для пациента и персонала.
  • Соблюдение фармакологического порядка.
  • Выполнение стандарта по методическим указаниям "Дородовый патронаж":
    • Выявлять беременных из групп риска.
    • Своевременно направлять женщин из группы высокого риска и женщин, имеющих соматические и гинекологические заболевания, к гинекологу, терапевту и другим специалистам по показаниям.
    • Контролировать выполнение рекомендаций врача.
    • Рекомендовать посещение школы подготовки к родам, школы по уходу за новорожденным ребенком, школы психологической поддержки.
    • Выполнять диагностические обследования и исследования:
    • Обосновать показания для госпитализации.
    • Выполнять рекомендации врача с учетом факторов риска.
    • Контролировать выполнение рекомендаций врача по режиму дня и физической нагрузке, питанию, приему витаминов, препаратов йода и пищевых добавок.
    • Проводить мероприятия по формированию гестационной и лактационной доминанты.

✧сбор анамнеза;

✧физикальный осмотр.

  • Выполнять рекомендации врачапо профилактике прогнозируемого отклонения в состоянии здоровья детей.

-Подготовить информационный материал для беременных женщин.

>

1.2.

>


ПОДДЕРЖКА ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ. РАБОТА С КОРМЯЩЕЙ ЖЕНЩИНОЙ

Патронаж новорожденного - своевременная диагностика патологических состояний и предотвращение их развития, динамическое наблюдение за состоянием ребенка, определение плана дальнейшего наблюдения, лечебных и профилактических мероприятий, проведение санитарнопросветительной работы, направленной на мотивацию естественного вскармливания, разработка рекомендаций по уходу.

Патронаж новорожденного ребенка совершается в 1-2-й днипосле поступления сведения о выпискеноворожденного из роддома, лучше в 1-йдень, далее черездень после первого патронажа. Последующие патронажи фельдшер проводит 1 разв неделю в течение периода новорожденности и приглашает мать с ребенком в возрасте 1 мес на прием к педиатру. При первом патронаже оформляется информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств.

На 2-м месяце жизни патронаж проводится 3 раза;на 3-5-м месяцежизни - 2 раза в месяц;в течение 6-12-гомесяца жизни - 1 разв месяц. Крометого, ребенка до1 года долженосматривать педиатр неменее 1 разав месяц. На втором году жизни патронаж проводится 1 раз в3 мес,

а на третьем году жизни - 1 раз в 6 мес.

Первый патронаж новорожденного

Основные задачи: определить наличие пренатальных факторов риска; дать прогноз состояния здоровья ребенка сучетом факторов риска; вести контроль засостоянием здоровья; оказать помощь матери по организации правильного режима и рационального вскармливания, техники кормления грудью, уходу,соблюдению гигиенических и санитарных норм;дать рекомендации по профилактике развития прогнозируемой патологии.

Второй, третий, четвертый патронажи новорожденного

Основные задачи: выявление проблем у матери и у ребенка; контроль состояния здоровья; контроль техники кормления грудью; проверка выполнения полученных ранее рекомендаций

Диагностические инструменты на уровне ФАП

Анамнестические данные.

  • Социальный анамнез:
  • Генеалогический анамнез:
    • выявить наследственную отягощенность по наличию хронической и врожденной

Жалобы и физикальный осмотр. Жалобы со стороны материи ребенка. Физикальный осмотр:

  • общее состояние ребенка;
  • масса, рост в настоящее время(по предоставленным данным);
  • долженствующие рост и масса;
  • показатели нервно-психического развития с 8-10-го дня жизни;
  • температура тела;
  • кожные покровы и видимые слизистые, язык (цвет, влажность,чистота);
    • состояние пуповинного остатка или пупочной ранки;
    • эластичность кожи и тургор мягких тканей;
    • толщина подкожно-жировой клетчатки;
    • костная система:
    • форма головы, состояние большого родничка, его размеры, состояние швов, грудная клетка (форма, наличие деформаций);
    • число дыхательных движений (ЧДД);
    • число сердечных сокращений (ЧСС);
    • данные перкуссии и аускультации легких, сердца;
    • данные пальпации живота (мягкий, напряжен, размеры печени);
    • наружные половые органы (тип, у мальчиков при пальпации яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими);
    • характер стула (частота, консистенция, наличие примесей);
    • мочеиспускание (частота, затруднения, цвет мочи)
      • "+"13 и выше - прогноз устойчивой лактации, положительный;
      • "-" 13 - прогноз неблагоприятный;
      • от "+"13 до "-"13 - прогноз неопределенный.
      • диагноз;
      • группа здоровья;

>

патологии у родственников в трех поколе- ниях со стороны матери и отца ребенка.


  • Биологический анамнез:

Прогнозирование состояния здоровья ребенка с учетом пренатальных факторов риска.


Прогноз лактации.

Если количество баллов при суммировании:

Заключение о состоянии здоровья ребенка:

-группа риска;

-прогноз лактации

Алгоритм тактики фельдшера ФАП

  • Соблюдение этики и деонтологии среднего медицинского персонала.
  • Соблюдение безопасной среды для пациента и персонала.
  • Соблюдение фармакологического порядка.
  • Выполнение стандарта по методическим указаниям.

Патронаж новорожденного

Выявлять проблемы со стороны кормящей женщины и новорожденного.

  • Выполнять диагностическое обследование:
    • сбор анамнеза;
    • физикальный осмотр.
  • Выполнять рекомендации врачапо профилактике прогнозируемого отклонения в состоянии здоровья новорожденного.
  • Контролировать выполнение рекомендаций врача:
    • по режиму дня;
  • Контролировать выполнение рекомендаций врача по режимудня и физической нагрузке, питанию кормящей женщины.

-вскармливанию и технике кормления грудью (см. разделы 1.3, 1.4), по уходу за кожей;

-по уходу за пуповинным остатком;

-санитарно-гигиеническим требованиям к уходу за новорожденным.

>

Патронаж детей в грудном возрасте и на 2-3-м году жизни - своевременное выявление отклоненийв развитии и состоянии здоровья ребенка, определение планадальнейшего наблюдения, лечебных и профилактических мероприятий, проведение санитарно-просветительной работы, направленной на воспитание здорового ребенка

Диагностические инструменты на уровне ФАП

Анамнестические данные:

  • Анализ возрастного режимадня на основании беседы с матерью (число кормлений, количество часов ночного и дневного сна, как организовано бодрствование).
  • Оценка характера питания (вид вскармливания, кратность кормлений, прикормы, аппетит, любимые блюда).
  • Анализ развития речи,двигательных умений и навыков по месяцам.
  • Сроки и порядок прорезывания зубов.
  • Были ли аллергические реакции на что-либо, если были, тов виде чегоони проявлялись.
  • Профилактические прививки и реакции
  • Перенесенные заболевания (указать, какие, в каком возрасте, гделечились)
  • Проводилась ли профилактика рахита, анемии (какимпрепаратом, доза, длительность).
  • Материально-бытовые условия.
  • Состоит ли на диспансерном учете по итогам диспансеризации.

на них (какие сделаны прививки, в какомвозрасте, если нет, то выяснить причину).

Заключение о состоянии здоровья ребенка:

  • диагноз;
  • группа здоровья;

-группа риска

Жалобы и физикальный осмотр. Жалобы на момент осмотра.

Физикальный осмотр:

  • общее состояние ребенка;
  • масса, роств настоящее время(по предоставленным данным);
  • долженствующие рост и масса;
  • температура тела;
  • кожные покровы и видимые слизистые, язык (цвет, влажность,чистота);
  • эластичность кожи и тургор мягкихтканей;
  • толщина подкожножировой клетчатки;
  • костная система: форма головы, состояние большого родничка, его размеры (для детей1-го и 2-гогода жизни), грудная клетка (форма, наличие деформаций), количество зубов;
  • ЧДД;
  • данные перкуссии и аускультации легких, сердца;
  • данные пальпации живота(мягкий, напряжен, размеры печени);
  • наружные половые органы(тип, у мальчиков при пальпации яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими);
  • характер стула (частота, консистенция, наличие примесей);
  • мочеиспускание (частота, затруднения, цвет мочи)

-показатели нервно-психического развития;

-ЧСС;

>

Алгоритм тактики фельдшера ФАП

  • Соблюдение этики и деонтологии среднего медицинского персонала.
  • Соблюдение безопасной среды для пациента и персонала.
  • Соблюдение фармакологического порядка.
  • Выполнение стандарта по методическим указаниям. Патронаж детей в грудном возрасте и на 2-3-м году жизни. Выявлять отклонения в развитии и состоянии здоровья ребенка. Выполнять диагностическое обследование:
    • сбор анамнеза;
    • физикальный осмотр.
    • по режиму дня;
    • питанию;
    • физическому воспитанию;
    • закаливанию;
    • нервно-психическому развитию (по ведущим линиям развития на следующий эпикризный срок);
    • вакцинопрофилактике;

Выполнять рекомендации врача по профилактике прогнозируемого отклонения в состоянии здоровья ребенка.

Контролировать выполнение рекомендаций врача:

-профилактике рахита;

-анемии;

-выполнению объема профилактического осмотра

>

1.3.

>


ПИТАНИЕ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Вскармливание детей первого года жизни обеспечивает не только гармоничное развитие

и рост, но и закладку фундамента здоровья и устойчивость к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.

Диагностические инструменты на уровне ФАП

Анамнестические данные:

  • грудное вскармливание;
  • смешанное вскармливание;
  • искусственное вскармливание;
  • готовность ребенка к введению прикорма;
  • сроки введения прикорма;
  • введение прикорма;
  • пища домашняя илипромышленно приготовленная

Анализ качества питания ребенка:

  • качество лактационной доминанты - желание кормить грудью;
  • базовая смесь;
  • своевременность введения прикорма;
  • качество прикорма;
  • количество прикорма;
  • соблюдение режима питания

Базовое питание ребенка

Грудное вскармливание (ГВ)

Кормление

по требованию, но не беспорядочное в первые 2-3 мес

Исключительно ГВ Грудное вскармливание без докармливания другой едой или допаивания, в том числе водой (в рот ребенка, кроме соска, ничего не поступает)

Преимуществен- но ГВ

Грудное вскармливание с допаиванием водой

Смешанное вскармливание Кормление ребенка грудным молоком (в том числе материнским сцеженным или донорским) в любом сочетании с детской молочной смесью

Искусственное вскармливание Кормление ребенка только детскими молочными смесями

Рекомендации ВОЗ по поддержке грудного вскармливания

Алгоритм тактики фельдшера ФАП

  • Соблюдение этики и деонтологии среднего медицинского персонала.
  • Соблюдение безопасной среды для пациента и персонала.
  • Соблюдение фармакологического порядка.
  • Выполнение стандарта по методическим указаниям.

Вскармливание детей первого года жизни

Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации (2019 г.)

- Знать современную теорию рационального питания детей.

>

  • Осуществлять мероприятия по увеличению лактации.
  • Знать возможности и условия создания индивидуального банкагрудного молока.
  • Уметь организовать сбор, хранение и размораживание грудного молока.
  • Знать современные детские молочные смеси.
  • Знать понятие прикорма и сроки его введения.
  • Определять готовность ребенка к введению прикорма.
  • Делать выбор первого прикорма.
  • Знать современную схему вскармливания детей первого годажизни.
  • Контролировать режим кормления детей.
    • ПИТАНИЕ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ 2-3-го ГОДА ЖИЗНИ. ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ

-Знать преимущества продуктов промышленного производства.

>

>


РАННЕГО ВОЗРАСТА

Возрастной период от 1 годадо 3 лет жизни - ответственный этапперехода к взрослому типу питания, имеющий определенные особенности. В питание ребенка включаются продукты и блюда домашнего приготовления, но при этом их ассортимент, консистенция, степень измельчения и технология приготовления должны существенно отличаться от питания взрослых.

Ранний возраст - критический период для формирования пищевого поведения и стойких нарушений аппетита. Аппетит может нарушаться из-за недостаточной продолжительности сна, чрезмерного эмоционального возбуждения, связанного со слишком подвижными играми, изменением обстановки и другими отвлекающими факторами. Нередко отмечается снижение аппетита послепроведения профилактических прививок, в периоды острыхзаболеваний и реконвалесценции, при смене климатических зон, в жаркое время года. Без коррекции эти проявления становятся болеечастыми и устойчивыми, что со временем может привести к невротизации ребенка или перерасти в расстройства пищевого поведения. Пищевые поведенческие нарушения

у детей в раннем возрасте возникают при наличии двух негативных факторов - биологической обусловленности и несоответствия социальных условий среды и воспитания индивидуальным и возрастным потребностям ребенка, а также состоянию его здоровья.

При составлении рациона важно придерживаться основных принципов:

  • питание должноудовлетворять основные потребности детей в макро-и микронутриентах;
  • необходимо соблюдать разумное разнообразие рациона;
  • важно ежедневно включать в рацион ребенка основные группы продуктов: овощи и фрукты, молочные, мясо/рыбу, злаковые, сливочное и растительные масла;
  • следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, семейные традиции и национальные особенности

Диагностические инструменты на уровне ФАП

Анамнестические данные:

  • режим питания;
  • рацион питания;
  • навыки при приеме пищи;
  • особенности пищевого поведения;
  • динамика физического развития

Жалобы и физикальное обследование. Жалобы на момент осмотра.

Оценка общего состояния, физического развития

Питание здоровых детей и формирование пищевого поведения

Здоровые дети без отклонений в пищевом поведении.

Рациональное питание, удовлетворяющее основные потребности детей в макрои микронутриентах

Отклонения в пищевом поведении

"Снижение ап- петита" - неправильная оценка аппетита у соматически здоровых детей родителями

с чувством тревогии страха за детей

Избирательный аппетит у детей, так называемых малоежек.

Дети употребляют менее 65% рекомендованной нормы продуктов

Пищевая неофобия является следствием эволюционного механизма выживания, которое позволяло детям избегать отравления ядовитыми

Сенсорное неприятие - неприятие вкуса, текстуры, температуры или запаха определенной пищи, которое проявляется гримасами, выплевыванием

Младенческая анорексия - отказ употреблять адекватное количество пищи. Дети редко выражают чувство голода, не проявляют интереса

>

Профилактика железодефицитных состояний: рациональное питание с достаточным количеством продуктов, содержащих гемовое железо.

Профилактика дефицита других макро и микроэлементов

Отклонения в пищевом поведении

растениями. Дети инстинктивно избегают любой пищи, имеющей горький вкус

пищи, рвотными движениями и/или рвотой

к еде, процессу приема пищи

и предпочитают играть, разговаривать, гулять, а не есть.

Значительный дефицит роста и/или массы

Алгоритм тактики фельдшера ФАП

  • Соблюдение этики и деонтологии среднего медицинского персонала.
  • Соблюдение безопасной среды для пациента и персонала.
  • Соблюдение фармакологического порядка.
  • Выполнение стандартов по нозологиям.
    • Диагностические исследования:
    • Своевременное направление к педиатру для установления отклонений в состоянии здоровья вследствие нарушения питания и пищевогоповедения.
    • Контроль выполнения рекомендаций врача при нарушении питания и пищевого поведения.
    • Рекомендации по питанию здоровых детей второго и третьего годажизни.

Выявление факторов риска развития патологических состояний и нарушения формирования пищевого поведения:

✧сбор анамнеза;

✧физикальный осмотр;

✧лабораторные исследования.

-Рекомендации родителям по формированию пищевого поведения у детей.

>

1.5.

>

ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ

Школа здоровья для практически здоровых пациентов с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования и медицинской профилактической услугой, оказываемой практически здоровым или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.

Приказ МЗ РФ "Организация проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения. Методические рекомендации"

Школа здоровья - это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышение качества жизни, сохранение здоровья.

Школа здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования, медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения. Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор "Сложные и комплексные медицинские услуги". Приказ МЗ РФ от 16 июля 2001 г. № 268 "Система стандартизации в здраво-

>


охранении Российской Федерации"

Приказ МЗ РФ от 30 сентября 2015 г. № 683н "Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях"

Общие положения, задачи, основная деятельность (форма отчета), особенности группового углубленного консультирования и в школе здоровья

Форма № 039-1/у-06 "Дневник учета работы медицинской сестры участковой".

>

Приложение № 2

2.2. АРИТМИИ

Для продолжения работы требуется вход / регистрация