В системе здравоохранения РФ важными направлениями по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения являются профилактические медицинские осмотры (ПМО), диспансеризация и диспансерное наблюдение, которые проводятся в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Обеспечение организации прохождения гражданами ПМО и диспансеризации возлагается на органы исполнительной власти субъектов России в сфере охраны здоровья, в том числе в вечерние часы и субботу, а также предоставляет гражданам возможность дистанционной записи на приемы (осмотры, консультации) медицинскими работниками, исследования и иные медицинские вмешательства, проводимые в рамках профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.
ПМО взрослого населения (18 лет и старше) проводятся ежегодно в качестве самостоятельного мероприятия, в рамках диспансеризации, в рамках диспансерного наблюдения (при проведении первого в текущем году диспансерного приема, осмотра или консультации) и включают: анкетирование, расчет индекса массы тела, измерение артериального давления, определение уровней общего холестерина и глюкозы в крови, определение относительного или абсолютного сердечно-сосудистого риска, флюорографию легких 1 раз в 2 года, электрокардиографию (ЭКГ) в возрасте 35 лет и старше 1 раз в год, измерение внутриглазного давления при первом прохождении профилактического осмотра, далее в возрасте 40 лет и старше 1 раз в год, осмотр врачом акушеромгинекологом женщин в возрасте от 18 до 39 лет, прием (осмотр) по результатам медицинского осмотра врачом-терапевтом или фельдшером.
Диспансеризация проводится: 1 раз в три года - для лиц в возрасте от 18 до 39 лет включительно; 1 раз в год - для лиц в возрасте 40 лет и старше, а также для отдельных категорий граждан. Первый этап диспансеризации (скрининг) включает в себя: профилактический медицинский осмотр, скрининг на выявление онкологических заболеваний, общий анализ крови (для граждан 40-65 лет и старше), профилактическое консультирование, прием (осмотр) врачомтерапевтом по результатам первого этапа диспансеризации. Второй этап диспан
серизации проводится для дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания и включает: осмотры (консультации) врачами-специалистами, дуплексное сканирование брахицефальных артерий, ректороманоскопию, колоноскопию, эзофагогастродуоденоскопию, рентгенографию легких, компьютерную томографию легких, спирометрию; консультирование, прием (осмотр) врачом-терапевтом по завершении исследований второго этапа диспансеризации.
>
Приказ Минздрава России от 13.03.2019 № 124н
Методические рекомендации "Организация проведения ПМО и диспансеризации определенных групп взрослого населения в соответствии с Порядком проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденным приказом Минздрава России от 13 марта 2019 г. № 124н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 апреля 2019 г. Регистрационный № 54495)"
Профилактический медицинский осмотр - это один из видов медицинской помощи населению, который направлен на раннее (своевременное) выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
>
АЛГОРИТМ ТАКТИКИ ФЕЛЬДШЕРА ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА
ОПОВЕЩЕНИЕ КОНТИНГЕНТА О ПРЕДСТОЯЩЕМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ ОСМОТРЕ И ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ
А. Составить списки контингента, подлежащего профилактическому осмотру и диспансеризации, используя компьютерную базу данных, на 2-3 мес вперед.
Б. Составить индивидуальный план прохождения профилактического осмотра или диспансеризации пациентом согласно Приказу от 13 марта 2019 г.
№ 124н в 2 экземплярах.
В. Предоставить направление на обследование в соответствии с индивидуальным планом пациента.
Г. Уведомить пациента и/или законного представителя о необходимости проведения профилактического осмотра или диспансеризации, предоставить индивидуальный план, заверенный пациентом и/или законным представителем, и необходимые направления. Первый экземпляр плана вклеивается в карту, второй экземпляр отдается на руки.
Д. Ознакомить пациента и/или законного представителя и дать ему заполнить информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства. [Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства)].
Е. Проконтролировать прохождение пациентом назначенных обследований в рамках профилактического осмотра (диспансеризации).
Ж. По завершении профилактического осмотра (диспансеризации) проводится комплексная оценка состояния здоровья пациента, даются рекомендации, о чем делается запись в карте учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров) ф. 131/у-ДР и ф. 112-у. Ф131/у-ДР вклеивается в амбулаторную карту пациента. Составляется индивидуальный план прохождения ПМО (диспансеризации) пациентом на следующий год.
[Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 марта 2015 г. № 87н "Об унифицированной форме медицинской документации и форме статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров, порядках по их заполнению". Приложение №1. Учетная форма № 131/у "Карта учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)"]
ПРИЕМ ПАЦИЕНТА ПО ПОВОДУ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОСМОТРА ИЛИ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ
А. Установить доверительные отношения с пациентом.
Б. Ознакомить пациента и/или законного представителя и дать ему заполнить информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства. [Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства)].
В. Ознакомить пациента и дать ему заполнить типовой договор на оказание медицинских услуг для взрослых (с внесением ФИО законного представителя).
Г. Провести анкетирование для выявления:
- отягощенной наследственности, жалоб, симптомов, характерных для следующих неинфекционных заболеваний и состояний: стенокардии, перенесенной транзиторной ишемической атаки или острого нарушения мозгового кровообращения, хронической обструктивной болезни легких, заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ);
- определения факторов риска и других патологических состояний и за- болеваний, повышающих вероятность развития хронических неинфекционных заболеваний: курения, риска пагубного потребления алкоголя, риска потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, характера питания, физической активности;
- выявления у граждан в возрасте 65 лет и старше риска падений, жалоб, характерных для остеопороза, депрессии, сердечной недостаточности, некорригированных нарушений слуха и зрения;
Д. Оценить состояние здоровья (оценить общее состояние, сбор жалоб и анамнез, физикальное исследование, назначить и оценить лабораторные и инструментальные исследования).
Е. Рассчитать на основании антропометрии (измерения роста, массы тела, окружности талии) индекс массы тела.
Ж. Провести измерение артериального давления на периферической артерии. З. Направить пациента в смотровой кабинет, доврачебный кабинет (для определения уровня общего холестерина в крови, уровня глюкозы в кро
ви натощак, относительного и абсолютного сердечно-сосудистого риска) и на другие обследования, входящие в объем профилактического медицинского осмотра (первого этапа диспансеризации).
И. Провести краткое профилактическое консультирование и разъяснение лицу с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний) или их осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при развитии заболевания или состояния и необходимости своевременного вызова скорой медицинской помощи.
К. По завершении профилактического медицинского осмотра (диспансеризации) провести комплексную оценку состояния здоровья пациента, даются рекомендации, о чем сделать запись в карте учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров) ф. 131/у-ДР и ф. 025-у.
Ф1. 31/у-ДР вклеивается в амбулаторную карту пациента. Составляется индивидуальный план прохождения профилактического медицинского осмотра или диспансеризации пациента на следующий год.
М. Сделать запись осмотра в амбулаторной карте (форма № 025/у). Диспансерное наблюдение - это наблюдение за состоянием здоровья граж
дан, уже страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, для выявления и предупреждения осложнений, обострений заболеваний и осуществления медицинской реабилитации. Наличие оснований для проведения диспансерного наблюдения определяется врачом. Сведения о диспансерном наблюдении должны быть внесены в медицинскую документацию пациента, а также в контрольную карту по форме № 030/у. Непосредственное диспансерное наблюдение проводят врачи-терапевты (врачи общей практики), врачи-специалисты, врачи по медицинской профилактике отделения медицинской профилактики или центра здоровья и фельдшеры (акушеры). Диспансерному наблюдению подлежат лица, страдающие отдельными хроническими неинфекционными и инфекционными заболеваниями или имеющие высокий риск их развития, а также лица, находящиеся в восстановительном периоде после перенесенных острых заболеваний, в том числе травм и отравлений. Диспансерное наблюдение устанавливается в течение 3 рабочих дней после постановки диагноза при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, после получения выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного по результатам оказания медицинской помощи в стационарных условиях. Наличие медицинских показаний для проведения диспансерного наблюдения, периодичность диспансерных приемов, длительность наблюдения, объем профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий определяются медицинским работником с учетом стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций.
"При проведении первого в текущем году диспансерного приема (осмотра, консультации) в рамках диспансерного наблюдения организуется проведение ПМО лица, находящегося под диспансерным наблюдением".
>
Приказ Минздрава России от 29.03.2019 № 173н "Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми" .
АЛГОРИТМ ТАКТИКИ ФЕЛЬДШЕРА ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА
- Соблюдение этики и деонтологии среднего медицинского персонала.
- Соблюдение безопасной среды для пациента и персонала.
- Соблюдение фармакологического порядка.
- Выполнение методических указаний.
ОПОВЕЩЕНИЕ ДИСПАНСЕРНОГО КОНТИНГЕНТА
А. Составить списки контингента, подлежащего диспансерному наблюдению, используя компьютерную базу данных, на 2-3 мес вперед.
Б. Составить индивидуальный план прохождения осмотра в рамках диспансерного наблюдения пациенту согласно Приказу от 13 марта 2019 г.
№ 124н в 2 экземплярах.
В. Предоставить направление на обследование в соответствии с индивидуальным планом пациента.
Г. Уведомить пациента и/или законного представителя о необходимости проведения диспансерного осмотра, предоставить индивидуальный план, заверенный пациентом и/или законным представителем, и необходимые направления. Первый экземпляр плана вклеивается в карту, второй экземпляр отдается на руки.
Д. Предоставить информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства пациенту и/или законному представителю [Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства)].
Е. Проконтролировать прохождение пациентом назначенных обследований в рамках диспансерного наблюдения.
Ж. По завершении диспансерного приема провести комплексную оценку со- стояния здоровья пациента, дать рекомендации, о чем делается запись в ф. 030/у и ф. 025/у. Составить индивидуальный план прохождения диспансерного осмотра пациента на следующий год.
ПРИЕМ ПАЦИЕНТА ПО ПОВОДУ ДИСПАНСЕРНОГО ОСМОТРА
А. Установить доверительные отношения с пациентом.
Б. Ознакомить пациента и дать ему заполнить информированное согласие на выполнение инвазивных манипуляций, операции.
В. Ознакомить пациента и/или законного представителя для взрослых и детей и дать ему заполнить информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства. [Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства)].
Г. Оценить состояние диспансерного лица (оценить общее состояние, провести сбор жалоб и анамнез, физикальное исследование, назначение и оценку лабораторных и инструментальных исследований).
Д. Дать оценку приверженности лечению и эффективности ранее назначенного лечения, достижения целевых значений показателей состояния здоровья; провести необходимую коррекцию проводимого лечения, а также повысить мотивацию пациента к лечению;
Е. Направить пациента на необходимые обследования. Ж. Проконтролировать выполнение назначений.
З. Провести краткое профилактическое консультирование и разъяснение лицу с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний) или их осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при развитии заболевания или состояния и необходимости своевременного вызова скорой медицинской помощи.
И. Назначить дату повторного осмотра.
К. Сделать отметку в форме № 030/у о проведенном диспансерном осмотре, обследовании и лечении, дате повторной явки.
Л. Сделать запись осмотра в амбулаторной карте (форма № 025/у).
1.1.
>
ПАТРОНАЖ ДЕТЕЙ И БЕРЕМЕННЫХ
Патронаж (фр. patronaqe - покровительство) - система медицинского обслуживания беременных, детей раннего возраста и некоторых категорий больных в домашних условиях. Дородовый патронаж - это форма профилактической работы ФАП, направленная на улучшение качества оказания медицинской помощи беременным. Первый дородовый педиатрический патронаж фельдшером ФАП проводится после взятия женщины на учет в связи с беременностью в целях обеспечения благополучного вынашивания ребенка. Основные задачи: определение наличия пренатальных факторов риска; выявление женщин изгрупп риска; прогнозирование состояния здоровья будущего ребенка; оказание помощибеременной по выявлению и устранению проблем, которые могут препятствовать вынашиванию малыша; рекомендации по профилактике развития прогнозируемой патологии у детей, режиму дня, питанию, соблюдению гигиенических и санитарных норм. Второй дородовой патронаж выполняется на 31-38-й неделях беременности. Основные задачи: выявление новых факторов риска; подготовка к родам и послеродовому периоду; определение уровня подготовленности семьик появлению ребенка(наличие приданого и мебелидля младенца, организации уголка ребенка и др.); подготовка к грудному вскармливанию (беседы о преимуществах грудного вскармливания, подготовке молочных желез, профилактике гипогалактии имастита). Третий дородовый патронаж назначается в строго индивидуальном порядке в том случае, если беременность осложнена и имеется рискрождения ребенка с патологиями развития или врожденными заболеваниями. К группе риска относятся: - беременные младше 18лет;
- первородящие после 30 лет;
- одинокие матери;
- пациентки с многоплодной беременностью;
- многодетные женщины;
- женщины, у которых в акушерском анамнезе есть угроза прерывания беременности, токсикоз, рождение недоношенного, переношенного, мертворожденного ребенка;
- женщины с хроническими заболеваниями;
- женщины, проживающие в неблагополучной среде для жизнибудущего малыша;
- женщины, имеющие слишком низкую (ИМТ£20кг/м2)или избыточную (ИМТ³30 кг/м2) массу тела
|
Диагностические возможности на уровне ФАП |
Выявление факторов пренатального риска беременных. - Социальный анамнез:
- полнота семьи;
- возраст матери, образование, место работы, профессия, профессиональные вредности;
- возраст отца, образование, место работы, профессия, профессиональные вредности;
- психологический климат в семье;
- вредные привычки матери, отца, асоциальные формы поведения;
- жилищно-бытовые условия;
- материальная обеспеченность;
- социально-гигиенические условия воспитания ребенка.
| Жалобы и физикальный осмотр. Жалобы, характерные для нормальной беременности: - Тошнота и рвота (в 90% случаев тошнота и рвота беременных являются физиологическим признаком беременности). При нормальной беременности рвота бывает не чаще 2-3 раз в сутки, чаще натощак
- Масталгия является нормальным симптомомв I триместре беременности и связана с отечностью и нагрубанием молочных желез вследствие гормональных изменений.
и не нарушает общего состояния пациентки. В большинстве случаев тошнота и рвота купируются самостоятельно к 16-20 нед беременности и не ухудшают ее исход. |
>
- Генеалогический анамнез:
- выявить наследственную отягощенность по наличию хронической и врожденной патологии у родственников в трех поколениях со стороны матери и отца ребенка.
- Биологический анамнез:
- беременность и роды по счету;
- количество детей в семье;
- исходы предыдущих беременностей;
- срок между данной и предыдущей беременностью (аборты, выкидыши);
- хронические состояния или заболевания;
- острые заболевания, обострения хронических заболеваний, операции (с указанием срока беременности);
- использование медикаментов во время беременности;
- течение данной беременности (токсикоз, осложнения);
- питание во время беременности;
- соблюдение режима дня;
- физическая активность.
Заключение по антенатальному анамнезу с учетом количества баллов.
Беременные женщины с оценкой 10 баллов и выше относятся к группе высокого риска, 5-9 баллов - к группе среднего риска,
до 4 баллов - к группе низкого риска. Прогнозирование состояния здоровья ребенка с учетом пренатальных факторов риска.
- Изжога (гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь) во время беременности наблюдается в 20-80% случаев, возникает вследствие релаксации нижнего пищеводного сфинктера, снижения внутрипищеводного давления и одновременного повышения внутрибрюшного и внутрижелудочного давления, что приводит к повторяющемуся забросу желудочного и/или дуоденального содержимого в пищевод.
- Запор - распространенная патология кишечника при беременности, возникает
в 30-40% случаев и характеризуется частотой стула менее 3 раз в неделю.
Оценка самочувствия, общего состояния: температура, измерения роста, массы тела, артериального давления (на обеих руках), исследование пульса, наличие отеков, пигментации, состояния молочных желез и сосков; исследование внутренних органов, измерение окружности живота, высоты дна матки, определение частоты сердцебиения плода, определение положения и предлежания плода, опрос беременной по поводу характера шевелений плода. Прогноз лактации.
Если количество баллов при суммировании:
- +13 и выше - прогноз устойчивой лактации, положительный;
- -13 - прогноз неблагоприятный;
- от +13 до -13 - прогноз неопределенный.
- ожидается рождение здорового ребенка;
- ожидается рождение ребенка с риском.
Общее заключение по дородовому патронажу:
Алгоритм тактики фельдшера ФАП
- Соблюдение этики и деонтологии среднего медицинского персонала.
- Соблюдение безопасной среды для пациента и персонала.
- Соблюдение фармакологического порядка.
- Выполнение стандарта по методическим указаниям "Дородовый патронаж":
- Выявлять беременных из групп риска.
- Своевременно направлять женщин из группы высокого риска и женщин, имеющих соматические и гинекологические заболевания, к гинекологу, терапевту и другим специалистам по показаниям.
- Контролировать выполнение рекомендаций врача.
- Рекомендовать посещение школы подготовки к родам, школы по уходу за новорожденным ребенком, школы психологической поддержки.
- Выполнять диагностические обследования и исследования:
- Обосновать показания для госпитализации.
- Выполнять рекомендации врача с учетом факторов риска.
- Контролировать выполнение рекомендаций врача по режиму дня и физической нагрузке, питанию, приему витаминов, препаратов йода и пищевых добавок.
- Проводить мероприятия по формированию гестационной и лактационной доминанты.
✧сбор анамнеза;
✧физикальный осмотр.
- Выполнять рекомендации врачапо профилактике прогнозируемого отклонения в состоянии здоровья детей.
-Подготовить информационный материал для беременных женщин. |
>
1.2.
>
ПОДДЕРЖКА ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ. РАБОТА С КОРМЯЩЕЙ ЖЕНЩИНОЙ
Патронаж новорожденного - своевременная диагностика патологических состояний и предотвращение их развития, динамическое наблюдение за состоянием ребенка, определение плана дальнейшего наблюдения, лечебных и профилактических мероприятий, проведение санитарнопросветительной работы, направленной на мотивацию естественного вскармливания, разработка рекомендаций по уходу. Патронаж новорожденного ребенка совершается в 1-2-й днипосле поступления сведения о выпискеноворожденного из роддома, лучше в 1-йдень, далее черездень после первого патронажа. Последующие патронажи фельдшер проводит 1 разв неделю в течение периода новорожденности и приглашает мать с ребенком в возрасте 1 мес на прием к педиатру. При первом патронаже оформляется информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств. На 2-м месяце жизни патронаж проводится 3 раза;на 3-5-м месяцежизни - 2 раза в месяц;в течение 6-12-гомесяца жизни - 1 разв месяц. Крометого, ребенка до1 года долженосматривать педиатр неменее 1 разав месяц. На втором году жизни патронаж проводится 1 раз в3 мес, а на третьем году жизни - 1 раз в 6 мес. Первый патронаж новорожденного Основные задачи: определить наличие пренатальных факторов риска; дать прогноз состояния здоровья ребенка сучетом факторов риска; вести контроль засостоянием здоровья; оказать помощь матери по организации правильного режима и рационального вскармливания, техники кормления грудью, уходу,соблюдению гигиенических и санитарных норм;дать рекомендации по профилактике развития прогнозируемой патологии. Второй, третий, четвертый патронажи новорожденного Основные задачи: выявление проблем у матери и у ребенка; контроль состояния здоровья; контроль техники кормления грудью; проверка выполнения полученных ранее рекомендаций |
Диагностические инструменты на уровне ФАП |
Анамнестические данные. - Социальный анамнез:
- Генеалогический анамнез:
- выявить наследственную отягощенность по наличию хронической и врожденной
| Жалобы и физикальный осмотр. Жалобы со стороны материи ребенка. Физикальный осмотр: - общее состояние ребенка;
- масса, рост в настоящее время(по предоставленным данным);
- долженствующие рост и масса;
- показатели нервно-психического развития с 8-10-го дня жизни;
- температура тела;
- кожные покровы и видимые слизистые, язык (цвет, влажность,чистота);
- состояние пуповинного остатка или пупочной ранки;
- эластичность кожи и тургор мягких тканей;
- толщина подкожно-жировой клетчатки;
- костная система:
- форма головы, состояние большого родничка, его размеры, состояние швов, грудная клетка (форма, наличие деформаций);
- число дыхательных движений (ЧДД);
- число сердечных сокращений (ЧСС);
- данные перкуссии и аускультации легких, сердца;
- данные пальпации живота (мягкий, напряжен, размеры печени);
- наружные половые органы (тип, у мальчиков при пальпации яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими);
- характер стула (частота, консистенция, наличие примесей);
- мочеиспускание (частота, затруднения, цвет мочи)
- "+"13 и выше - прогноз устойчивой лактации, положительный;
- "-" 13 - прогноз неблагоприятный;
- от "+"13 до "-"13 - прогноз неопределенный.
- диагноз;
- группа здоровья;
|
>
патологии у родственников в трех поколе- ниях со стороны матери и отца ребенка.
Прогнозирование состояния здоровья ребенка с учетом пренатальных факторов риска.
Прогноз лактации.
Если количество баллов при суммировании:
Заключение о состоянии здоровья ребенка:
-группа риска; -прогноз лактации | |
Алгоритм тактики фельдшера ФАП |
- Соблюдение этики и деонтологии среднего медицинского персонала.
- Соблюдение безопасной среды для пациента и персонала.
- Соблюдение фармакологического порядка.
- Выполнение стандарта по методическим указаниям.
Патронаж новорожденного Выявлять проблемы со стороны кормящей женщины и новорожденного. - Выполнять диагностическое обследование:
- сбор анамнеза;
- физикальный осмотр.
- Выполнять рекомендации врачапо профилактике прогнозируемого отклонения в состоянии здоровья новорожденного.
- Контролировать выполнение рекомендаций врача:
- Контролировать выполнение рекомендаций врача по режимудня и физической нагрузке, питанию кормящей женщины.
-вскармливанию и технике кормления грудью (см. разделы 1.3, 1.4), по уходу за кожей; -по уходу за пуповинным остатком; -санитарно-гигиеническим требованиям к уходу за новорожденным. |
>
Патронаж детей в грудном возрасте и на 2-3-м году жизни - своевременное выявление отклоненийв развитии и состоянии здоровья ребенка, определение планадальнейшего наблюдения, лечебных и профилактических мероприятий, проведение санитарно-просветительной работы, направленной на воспитание здорового ребенка |
Диагностические инструменты на уровне ФАП |
Анамнестические данные: - Анализ возрастного режимадня на основании беседы с матерью (число кормлений, количество часов ночного и дневного сна, как организовано бодрствование).
- Оценка характера питания (вид вскармливания, кратность кормлений, прикормы, аппетит, любимые блюда).
- Анализ развития речи,двигательных умений и навыков по месяцам.
- Сроки и порядок прорезывания зубов.
- Были ли аллергические реакции на что-либо, если были, тов виде чегоони проявлялись.
- Профилактические прививки и реакции
- Перенесенные заболевания (указать, какие, в каком возрасте, гделечились)
- Проводилась ли профилактика рахита, анемии (какимпрепаратом, доза, длительность).
- Материально-бытовые условия.
- Состоит ли на диспансерном учете по итогам диспансеризации.
на них (какие сделаны прививки, в какомвозрасте, если нет, то выяснить причину). Заключение о состоянии здоровья ребенка: - диагноз;
- группа здоровья;
-группа риска | Жалобы и физикальный осмотр. Жалобы на момент осмотра. Физикальный осмотр: - общее состояние ребенка;
- масса, роств настоящее время(по предоставленным данным);
- долженствующие рост и масса;
- температура тела;
- кожные покровы и видимые слизистые, язык (цвет, влажность,чистота);
- эластичность кожи и тургор мягкихтканей;
- толщина подкожножировой клетчатки;
- костная система: форма головы, состояние большого родничка, его размеры (для детей1-го и 2-гогода жизни), грудная клетка (форма, наличие деформаций), количество зубов;
- ЧДД;
- данные перкуссии и аускультации легких, сердца;
- данные пальпации живота(мягкий, напряжен, размеры печени);
- наружные половые органы(тип, у мальчиков при пальпации яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими);
- характер стула (частота, консистенция, наличие примесей);
- мочеиспускание (частота, затруднения, цвет мочи)
-показатели нервно-психического развития; -ЧСС; |
>
Алгоритм тактики фельдшера ФАП
- Соблюдение этики и деонтологии среднего медицинского персонала.
- Соблюдение безопасной среды для пациента и персонала.
- Соблюдение фармакологического порядка.
- Выполнение стандарта по методическим указаниям. Патронаж детей в грудном возрасте и на 2-3-м году жизни. Выявлять отклонения в развитии и состоянии здоровья ребенка. Выполнять диагностическое обследование:
- сбор анамнеза;
- физикальный осмотр.
- по режиму дня;
- питанию;
- физическому воспитанию;
- закаливанию;
- нервно-психическому развитию (по ведущим линиям развития на следующий эпикризный срок);
- вакцинопрофилактике;
Выполнять рекомендации врача по профилактике прогнозируемого отклонения в состоянии здоровья ребенка.
Контролировать выполнение рекомендаций врача:
-профилактике рахита; -анемии; -выполнению объема профилактического осмотра |
>
1.3.
>
ПИТАНИЕ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Вскармливание детей первого года жизни обеспечивает не только гармоничное развитие и рост, но и закладку фундамента здоровья и устойчивость к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды. |
Диагностические инструменты на уровне ФАП |
Анамнестические данные: - грудное вскармливание;
- смешанное вскармливание;
- искусственное вскармливание;
- готовность ребенка к введению прикорма;
- сроки введения прикорма;
- введение прикорма;
- пища домашняя илипромышленно приготовленная
| Анализ качества питания ребенка: - качество лактационной доминанты - желание кормить грудью;
- базовая смесь;
- своевременность введения прикорма;
- качество прикорма;
- количество прикорма;
- соблюдение режима питания
|
Базовое питание ребенка |
Грудное вскармливание (ГВ) Кормление по требованию, но не беспорядочное в первые 2-3 мес | Исключительно ГВ Грудное вскармливание без докармливания другой едой или допаивания, в том числе водой (в рот ребенка, кроме соска, ничего не поступает) | Преимуществен- но ГВ Грудное вскармливание с допаиванием водой | Смешанное вскармливание Кормление ребенка грудным молоком (в том числе материнским сцеженным или донорским) в любом сочетании с детской молочной смесью | Искусственное вскармливание Кормление ребенка только детскими молочными смесями |
Рекомендации ВОЗ по поддержке грудного вскармливания |
Алгоритм тактики фельдшера ФАП |
- Соблюдение этики и деонтологии среднего медицинского персонала.
- Соблюдение безопасной среды для пациента и персонала.
- Соблюдение фармакологического порядка.
- Выполнение стандарта по методическим указаниям.
Вскармливание детей первого года жизни Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации (2019 г.) - Знать современную теорию рационального питания детей. |
| | | | | |
>
- Осуществлять мероприятия по увеличению лактации.
- Знать возможности и условия создания индивидуального банкагрудного молока.
- Уметь организовать сбор, хранение и размораживание грудного молока.
- Знать современные детские молочные смеси.
- Знать понятие прикорма и сроки его введения.
- Определять готовность ребенка к введению прикорма.
- Делать выбор первого прикорма.
- Знать современную схему вскармливания детей первого годажизни.
- Контролировать режим кормления детей.
- ПИТАНИЕ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ 2-3-го ГОДА ЖИЗНИ. ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
-Знать преимущества продуктов промышленного производства. |
>
>
РАННЕГО ВОЗРАСТА
Возрастной период от 1 годадо 3 лет жизни - ответственный этапперехода к взрослому типу питания, имеющий определенные особенности. В питание ребенка включаются продукты и блюда домашнего приготовления, но при этом их ассортимент, консистенция, степень измельчения и технология приготовления должны существенно отличаться от питания взрослых. Ранний возраст - критический период для формирования пищевого поведения и стойких нарушений аппетита. Аппетит может нарушаться из-за недостаточной продолжительности сна, чрезмерного эмоционального возбуждения, связанного со слишком подвижными играми, изменением обстановки и другими отвлекающими факторами. Нередко отмечается снижение аппетита послепроведения профилактических прививок, в периоды острыхзаболеваний и реконвалесценции, при смене климатических зон, в жаркое время года. Без коррекции эти проявления становятся болеечастыми и устойчивыми, что со временем может привести к невротизации ребенка или перерасти в расстройства пищевого поведения. Пищевые поведенческие нарушения у детей в раннем возрасте возникают при наличии двух негативных факторов - биологической обусловленности и несоответствия социальных условий среды и воспитания индивидуальным и возрастным потребностям ребенка, а также состоянию его здоровья. При составлении рациона важно придерживаться основных принципов: - питание должноудовлетворять основные потребности детей в макро-и микронутриентах;
- необходимо соблюдать разумное разнообразие рациона;
- важно ежедневно включать в рацион ребенка основные группы продуктов: овощи и фрукты, молочные, мясо/рыбу, злаковые, сливочное и растительные масла;
- следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, семейные традиции и национальные особенности
|
Диагностические инструменты на уровне ФАП |
Анамнестические данные: - режим питания;
- рацион питания;
- навыки при приеме пищи;
- особенности пищевого поведения;
- динамика физического развития
| Жалобы и физикальное обследование. Жалобы на момент осмотра. Оценка общего состояния, физического развития |
Питание здоровых детей и формирование пищевого поведения |
Здоровые дети без отклонений в пищевом поведении. Рациональное питание, удовлетворяющее основные потребности детей в макрои микронутриентах | Отклонения в пищевом поведении |
"Снижение ап- петита" - неправильная оценка аппетита у соматически здоровых детей родителями с чувством тревогии страха за детей | Избирательный аппетит у детей, так называемых малоежек. Дети употребляют менее 65% рекомендованной нормы продуктов | Пищевая неофобия является следствием эволюционного механизма выживания, которое позволяло детям избегать отравления ядовитыми | Сенсорное неприятие - неприятие вкуса, текстуры, температуры или запаха определенной пищи, которое проявляется гримасами, выплевыванием | Младенческая анорексия - отказ употреблять адекватное количество пищи. Дети редко выражают чувство голода, не проявляют интереса |
| | | | | | |
>
Профилактика железодефицитных состояний: рациональное питание с достаточным количеством продуктов, содержащих гемовое железо. Профилактика дефицита других макро и микроэлементов | Отклонения в пищевом поведении |
| | растениями. Дети инстинктивно избегают любой пищи, имеющей горький вкус | пищи, рвотными движениями и/или рвотой | к еде, процессу приема пищи и предпочитают играть, разговаривать, гулять, а не есть. Значительный дефицит роста и/или массы |
Алгоритм тактики фельдшера ФАП |
- Соблюдение этики и деонтологии среднего медицинского персонала.
- Соблюдение безопасной среды для пациента и персонала.
- Соблюдение фармакологического порядка.
- Выполнение стандартов по нозологиям.
- Диагностические исследования:
- Своевременное направление к педиатру для установления отклонений в состоянии здоровья вследствие нарушения питания и пищевогоповедения.
- Контроль выполнения рекомендаций врача при нарушении питания и пищевого поведения.
- Рекомендации по питанию здоровых детей второго и третьего годажизни.
Выявление факторов риска развития патологических состояний и нарушения формирования пищевого поведения: ✧сбор анамнеза; ✧физикальный осмотр; ✧лабораторные исследования. -Рекомендации родителям по формированию пищевого поведения у детей. |
>
1.5.
>
ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ
Школа здоровья для практически здоровых пациентов с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования и медицинской профилактической услугой, оказываемой практически здоровым или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.
Приказ МЗ РФ "Организация проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения. Методические рекомендации"
Школа здоровья - это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышение качества жизни, сохранение здоровья.
Школа здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования, медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения. Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор "Сложные и комплексные медицинские услуги". Приказ МЗ РФ от 16 июля 2001 г. № 268 "Система стандартизации в здраво-
>
охранении Российской Федерации"
Приказ МЗ РФ от 30 сентября 2015 г. № 683н "Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях"
Общие положения, задачи, основная деятельность (форма отчета), особенности группового углубленного консультирования и в школе здоровья
Форма № 039-1/у-06 "Дневник учета работы медицинской сестры участковой".
>
Приложение № 2
2.2. АРИТМИИ