Происходящие в нашей стране процессы реформирования здравоохранения повышают требования к подготовке высококвалифицированных кадров работников здравоохранения со средним профессиональным и высшим сестринским образованием. В связи с этим особую актуальность приобретает написание современных учебников и учебных пособий по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение». Необходимой методологической базой для этого являются утвержденные Министерством образования и науки РФ федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», а также федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Сестринское дело» (квалификация «Бакалавр»).
Вниманию читателей предлагается учебник по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», написанный В.А. Медиком и В.И. Лисициным. При создании данного учебника авторы руководствовались требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, запросами общества в подготовке высококвалифицированного среднего медицинского персонала, а также собственным многолетним опытом преподавания дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение».
При написании учебника авторы исходили из необходимости комплексного рассмотрения теоретических и практических вопросов, относящихся к оценке состояния общественного и индивидуального здоровья, а также деятельности как всей системы здравоохранения, так и отдельного медицинского учреждения, каждого медицинского работника.
В учебнике рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся здоровья населения, управления в здравоохранении и экономики здравоохранения. Показана роль среднего медицинского персонала в организации работы больничных, амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи. Особое внимание уделено вопросам оплаты труда, правовой и социальной защиты средних медицинских работников, соблюдению моральных принципов и этических норм в их профессиональной деятельности.