только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 5 / 5
Страница 1 / 1

Раздел 3. Психосоматические аспекты лечения и реабилитации при заболеваниях органов дыхания

Дыхание отражает эмоциональные процессы и внутренние состояния, поэтому служит средством самовыражения, а также одним из способов установления равновесия между человеком и средой. Любое нарушение во внутренней или внешней среде вызывает временный сбой процесса дыхания. Затяжная неправильная реакция человека на эти функциональные изменения может приводить к стойким расстройствам дыхательной системы.

Психологический портрет личности, склонной к заболеваниям дыхательной системы:

  • низкий уровень фрустрационной толерантности (недостаточная устойчивость к стрессам);
  • инфантилизм;
  • склонность к блокированию эмоциональных переживаний ;
  • хрупкость и незрелость психологической защиты;
  • неадекватное представление о себе;
  • увеличение коммуникативной значимости «языка тела» — так называемая соматизация;
  • низкий уровень осознавания (отслеживания актуально переживаемых эмоций, желаний, потребностей) вследствие нарушения способности к словесному выражению чувств.

Гипервентиляционный синдром

Гипервентиляционный синдром (синдром Да Коста, дыхательная тетания Россье), имеет психологическую природу, поэтому его второе название — невротический дыхательный синдром (дыхательный невроз, невротическое диспноэ).

Симптомы:

  • ощущение недостатка воздуха и необходимости глубоко дышать сопровождающиеся стеснением в груди («ощущение пояса или обруча»), «пустоты в голове» и зудом (или онемением) в руках и ногах, головокружением и чувством страха;
  • чувство стеснения в груди и компульсивно глубокое дыхание, иногда сопровождающиеся болевым ощущением, напоминающим стенокардию, но, в отличие от последней, нитраты не купируют боль;
  • аэрофагия (заглатывание избыточного воздуха с последующей громкой отрыжкой) и метеоризм.

Во время приступа минутный объем возрастает до 500% это вызвано снижением СО2 (гипокапния), снижением кровоснабжения головного мозга, при этом возникает «чувство дурноты», головокружение и страх. Действительно, сдвиг рН (алкалоз) приводит к нарушению диссоциации ионов Са2+ и к тетаническим симптомам (спазмы гладкой дыхательной мускулатуры и парестезии), появляется чувство удушья, возникает острый страх, еще больше усиливающий гипервентиляцию («порочный круг» ГС).

Лечение направлено на работу с нервно-вегетативной и психической природой недуга. Для этого используются следующие методы:

  • психотерапия;
  • прием антидепрессантов и седативных средств;
  • физиотерапия, снимающая напряжение и стресс;
  • успокоительные (релаксирующий) массаж;
  • бета-блокаторы для устранения избыточной активности нервной системы.

Особое внимание уделяют дыхательной гимнастике. Специальные упражнения, подобранные врачом, помогают пациенту дышать спокойно во время гипервентиляционных кризисов, пригодны в профилактических целях. Показаны релаксирующие техники, особенно аутогенная тренировка по Шульцу с переводом типа дыхания с грудного на диафрагмально-брюшной. Во время приступа рекомендуется прервать приступ за счет обратного вдыхания выдыхаемого воздуха. После серии таких приемов наступает ощелачивание крови и формируется новая регуляция дыхания, пациент успокаивается, начинает понимать, что нет оснований для беспокойства за жизнь (страх уничтожения на высоте приступа), и научается овладевать ситуацией. Деструкция рецессивного стиля возможна с помощью модифицированных и телесно ориентированных психоаналитических методик, а также дазайн-анализа (М. Хайдеггер, Л. Бинсвангер), преследуемые цели — расширение внутреннего пространства, редукция табуированных зон, обретение этических качеств Взрослого: мужества, смелости, стойкости, инициативы, умения самостоятельно осуществлять выбор и умения отвечать за свой выбор. Хороший эффект дают техники, связанные с игровым компонентом, например танцевальная терапия с обязательной сменой партнеров.

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма (БА) является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, когда взаимодействуют многочисленные соматические и психические факторы. Именно бронхиальная астма стала первым заболеванием внутренних органов, привлекшим внимание психоаналитиков еще в самом начале ХХ века.

Клинически бронхиальная астма характеризуется отеком, брохоспазмом и нарушением секреции. На высоте приступа затруднен и пролонгирован выдох, пациент настолько сфокусирован на проблеме дыхания, что перестает реагировать на окружение вплоть до полной недоступности.

Выделяют четыре варианта нервно-психического механизма патогенеза БА:

  • неврастеноподобный;
  • истероподобный;
  • психастеноподобный;
  • смешанный, или шунтовый (от англ. shunt – шунтировать, переводить на запасной путь).

Для каждого варианта свойственны свои внутри- и межличностные невротические конфликты. Внешние проявления зависят от личностных особенностей и поведения человека, которое одобряется в его социальной среде.

Психоаналитики первыми описали основной конфликт, порождающий возникновение бронхиальной астмы. В центре находится материнское отвержение. Причины такого отвержения могут быть следствием эмоциональной незрелости матери, неразрешенных проблем, имевших место в ее детстве. Именно такое отношение между матерью и ребенком порождает возникающие впоследствии основные внутренние конфликты астматика: конфликт между близостью и дистанцированием, конфликт между агрессивными побуждениями и скрытым желанием нежности.

Взрослые пациенты с бронхиальной астмой забывают свою детскую историю, но обострение их заболевания происходит, как правило, когда надо проявить смелость, ответственность, независимость или суметь пережить печаль, одиночество.

Реабилитация

В психологической реабилитации детей и взрослых больных БА возможно обращаться к таким методам как ролевые игры, психодрама, психогимнастические приемы, аутогенная тренировка, арт-терапия, песочная терапия, биографически ориентированные сеансы, групповые дискуссии, музыкотерапия, семейная терапия. При этом часть занятий оздоровительные мероприятия желательно выносить на свежий воздух. Также необходимо применять психообразование пациентов, адаптированное под их возрастные, личностные, интеллектуальные особенности.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация