6.1. Общие положения риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности
6.1. Общие положения риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности
Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности широко используется в мировой практике в виде подходов «риск-ориентированного регулирования», которое в том числе направлено и на охрану жизни и здоровья граждан.
В рамках проведения административной реформы в Российской Федерации, целью которой является снижение административной нагрузки и числа проверок предпринимательства, разработана и применена модель риск-ориентированной контрольно-надзорной деятельности.
До внедрения риск-ориентированного подхода контрольно-надзорные органы обязаны были осуществлять сплошную проверку подконтрольных объектов с определенной периодичностью - не чаще чем один раз в три года в рамках плановых проверок, то есть предприниматель, торгующий одеждой, и предприятие по производству молока проверялись с одинаковой периодичностью.
Это часто приводило к неэффективному расходованию ресурсов контрольно-надзорных органов, и было принято решение перейти от тотального контроля (надзора) к дифференцированному
планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Принципом риск-ориентированной модели является зависимость интенсивности (числа) проведения проверок субъектов надзора от категории потенциального риска причинения вреда. Иными словами, чем выше категория риска, к которой причислен субъект надзора, - тем чаще проводятся проверки. Чем ниже категория риска - тем меньшее число проверок или они вообще не проводятся.
Такой подход не только повышает эффективность деятельности контрольно-надзорных органов за счет оптимального использования ими трудовых, материальных и финансовых ресурсов, но и снижает издержки для бизнеса и позволяет избегать отвлечения от основной деятельности.