Расчеты численности медицинских работников базируются на нормах труда и объеме работы, который ежегодно устанавливается в Постановлениях Правительства РФ, письмах Минздрава, а для конкретных медицинских организаций - в государственных (муниципальных) заданиях.
Планирование общего объема медицинской помощи осуществляется в последние годы на основе Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на тот или иной год и последующий финансовый период, а определенная дифференциация этих данных приводится в письмах Минздрава России «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на тот или иной год и последующий финансовый период времени».
В данной публикации рассматриваются только вопросы, непосредственно связанные с планированием объема медицинской помощи, то есть с данными, используемыми при расчетах численности медицинских работников.
Общий объем медицинской помощи определяется в постановлениях Правительства РФ. В табл. 3.1 приведены сравнительные данные по постановлениям Правительства на 2020 г.1 и на 2021 г.2
Таблица 3.1. Основные показатели объема медицинской помощи по постановлениям Правительства РФ
Источник финансирования показателя | | Изменения (отношение данных 2021 г. к 2020 г. в % |
| |
Для скорой медицинской помощи |
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования | 0,29 вызова на 1 застрахованное лицо | 0,29 вызова на 1 застрахованное лицо | |
Для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой |
За счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов с профилактической и иными целями | 0,73 посещения на 1 жителя | 0,73 посещения на 1 жителя | |
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования для проведения профилактических медицинских осмотров | 0,2535 комплексного посещения на 1 застрахованное лицо | 0,26 комплексного посещения на 1 застрахованное лицо | |
В неотложной форме в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования | 0,54 посещения на 1 застрахованное лицо | 0,54 посещения на 1 застрахованное лицо | |
Окончание табл. 3.1
Источник финансирования показателя | | Изменения (отношение данных 2021 г. к 2020 г. в %) |
| |
В связи с заболеваниями - за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов | 0,144 обращения на 1 жителя | 0,144 обращения на 1 жителя | |
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в связи с заболеваниями | 1,77 обращения на 1 застрахованное лицо | 1,7877 обращения на 1 застрахованное лицо | |
Для медицинской помощи в условиях дневных стационаров |
За счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов | 0,004 случая лечения на 1 жителя | 0,004 случая лечения на 1 жителя | |
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования | 0,06296 случая лечения на 1 застрахованное лицо | 0,063255 случая лечения на 1 застрахованное лицо | |
Для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях |
За счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов | 0,0146 случая госпитализации на 1 жителя | 0,0146 случая госпитализации на 1 жителя | |
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования | 0,17671 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо | 0,17671 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо | |
Медицинская реабилитация в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования | 0,005 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо | 0,005 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо | |
Как видно из данных табл. 3.1, существенных изменений в планируемом объеме медицинской помощи не произошло, лишь несколько увеличился объем медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования: число планируемых комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров увеличено на 2,6%, число обращений в связи с заболеваниями - на 1% и число случаев лечения в условиях дневных стационаров - на 0,5%.