только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 16 / 23
Страница 1 / 7

Глава 13. Особенности травматологии детского возраста

Травмы опорно-двигательной системы у детей являются одной из наиболее частых причин, приводящих к анатомо-функциональным нарушениям в организме и поводом для обращения за медицинской помощью. В Российской Федерации на долю травматических повреждений костно-мышечной системы ежегодно приходится порядка 10,5–11 тыс. случаев на 100 тыс. детского населения до 14 лет. Приведенный показатель ставит подобные травмы на второе место после заболеваний органов дыхания в структуре всех заболеваний у детей и отражает высокую социально-экономическую значимость детского травматизма. Актуальность проблемы, кроме высоких показателей, определяется и рядом особенностей повреждений у детей, понимание которых необходимо в рамках профессиональной подготовки и практической деятельности специалиста.

Выделение детской травматологии и ортопедии в отдельное клиническое направление в нашей стране исторически происходило одновременно двумя путями: возникновением специализированных клиник для детей с заболеваниями и пороками развития опорно-двигательного аппарата (в большей степени это касалось ортопедии), и выделением травматолого-ортопедического направления из всеобъемлющей специальности «Детская хирургия». Данный процесс был обусловлен наличием ряда особенностей детского организма, скелета в частности, и соответственно — особенностями протекания различных патологических процессов в нем. Далее специализация определялась динамичным усложнением диагностических и лечебных технологий, применяемых в лечении врожденной и приобретенной патологии опорно-двигательного аппарата.

Травматизм и его особенности у детей. Под детским травматизмом подразумевают острые повреждения, возникающие в результате внезапного воздействия на детский организм какого-либо фактора внешней среды, который нарушает анатомическую целостность тканей и протекающие в нём физиологические процессы.

Повреждения у детей, повторяющиеся среди различных воз­­растных групп в аналогичных условиях, входят в понятие детского травматизма, разделяемого на различные категории в зависимости от причин и обстоятельств возникновения повреждения.

Родовой травматизм — интранатальные повреждения скелета и мягких тканей (переломы ключицы, бедренной и плечевой костей, повреждения черепа и головного мозга, крайне редко переломы костей голени, предплечья и позвоночника) у новорожденного, возникающие, как правило, при патологическом родовом акте и оказании акушерского пособия.

Бытовой травматизм — повреждения, полученные во время пребывания детей в квартире, на лестничной площадке, во дворе дома и т.п. Частота бытовых травм максимальна у детей ясельного и дошкольного возраста и снижается у школьников.

  • У грудных детей (10 дней – 1 год) наиболее часто возникают ожоги (35%), несколько реже переломы (14–20%). В этом возрасте начинают вырабатываться первые условно рефлекторные связи, ребёнок входит в контакт с окружающей средой, чем и создаются условия для возникновения повреждений. Предупреждение несчастных случаев в быту у детей является важной ответственностью взрослых и полностью зависит от них.
  • Дети преддошкольного возраста (1–3 года) начинают осмысливать окружающую среду, увеличивается запас их представлений: возросшая активность, начальные проявления инициативы и любознательности способствуют созданию новых потенциально опасных ситуаций, которые могут привести к возникновению тяжёлых ожогов пламенем, электротравме, химическим повреждениям пищевода и др.
  • У детей дошкольного возраста (3–7 лет) бытовые травмы составляют 51% случаев. Основными обстоятельствами возникновения травм являются падения или удары о различные предметы. К числу наиболее тяжёлых повреждений относятся падения из окон зданий, которые в 10% заканчиваются летально, а в остальных случаях сопровождаются множественными переломами костей, тяжелой черепно-мозговой травмой и сочетанными повреждениями внутренних органов.

Уличный травматизм обусловлен травмирующим воздействием на улице, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Для предупреждения этого вида травматизма необходима организация досуга детей, широкое внедрение организованного и контролируемого отдыха детей.

Транспортный травматизм — травмы, нанесенные ребенку различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, независимо от места нахождения пострадавшего в момент происшествия: в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). От общего количества дорожно-транспортных происшествий на долю детей приходится от 6 до 8%. При этом данные травмы сопровождаются тяжелыми сочетанными и множественными повреждениями, что может привести к инвалидизации или гибели ребенка.

Школьный травматизм — несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов, в том числе музыкальных, возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, перемене, в учебных мастерских, лабораториях, на уроках физкультуры, на пришкольном участке). Около 80% школьного травматизма приходится на время перемен и уроки физкультуры.

Спортивный травматизм — несчастные случаи, возникшие при занятиях спортом (плановых групповых или индивидуальных занятиях на стадионе, в спортивной секции, на спортивной площадке) под наблюдением преподавателя или тренера. Значительная часть приходится на контактные виды спорта и единоборства. Отдельное место занимают различные патологические состояния опорно-двигательного аппарата, возникающие у юных спортсменов на фоне высоких физических нагрузок в спорте высоких достижений.

Прочие виды травм — все случаи травматических повреждений, которые не могут быть отнесены к перечисленным выше видам травм. Среди прочих видов травм следует отметить несчастные случаи вследствие манипуляций со взрывоопасными предметами — огнестрельная и взрывная травма, хулиганская, криминальная травма.

Организация травматологической помощи детям

В настоящее время в нашей стране порядок оказания травматолого-ортопедической помощи детям определяется приказом Министерства Здравоохранения от 12.11.2012 г. № 901 Н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю травматология и ортопедия».

Выделяют два основных этапа оказания помощи детям с повреждениями — амбулаторный этап и стационарный. В то же время вся система оказания специализированной травматолого-ортопедической помощи детям в нашей стране разделяется на три уровня:

Для продолжения работы требуется вход / регистрация