Все страны по способу финансирования здравоохранения из общественных источников можно условно разделить на две модели — бюджетную и страховую (ОМС).
В первой бюджетной модели средства формируются из центрально собираемых налогов; функция сбора осуществляется государственными структурами; функция аккумулирования и оплаты (закупки) медицинских услуг возложена на центральные и региональные органы управления здравоохранением.
Первая модель существовала ранее в Советском Союзе и странах соцлагеря, сегодня она действует в Великобритании, Дании, Испании, Италии, Новой Зеландии, Норвегии, Португалии, Финляндии, Швеции.
Во второй — модели ОМС источниками финансирования являются страховые взносы работников и работодателей; функции сбора, аккумулирования и оплаты (закупки) медицинских услуг для населения осуществляют страховые фонды или организации — СМО (в Германии они называются больничными кассами). Модель ОМС существует в Австрии, Бельгии, Германии, Израиле, Люксембурге, Нидерландах, Франции, Чехии, Швейцарии.
Принципиальных преимуществ та или иная модель не имеет. Рассмотрим плюсы и минусы каждой из моделей и направления их реформирования, которые сегодня осуществляются
в этих странах.