Анкета (от франц. enquête ― расследование) ― 1) упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа и предназначенный для сбора эмпирической социологической информации в форме письменных ответов опрашиваемых (респондентов) по сформулированной исследователем проблеме; 2) опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам.
Анкетер ― лицо, осуществляющее сбор эмпирической социологической информации посредством анкетного опроса респондентов.
Анкетирование ― одна из основных разновидностей метода социологического опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником желательной информации, опосредуется анкетой.
Анкетирование почтовое ― способ распространения анкет по домашним или рабочим адресам с просьбой респондентам вернуть заполненные анкеты исследователю.
Анкетирование прессовое ― способ изучения аудитории различных источников информации (радио, телевидения, периодических изданий: газет, журналов и т.п.), основанный на публикации текста анкеты, сопровождаемой просьбой к потенциальным респондентам вернуть заполненный опросник по названому адресу и в назначенный срок.
Арбитражный суд ― суд в РФ, осуществляющий судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления. А.с. является частью судебной системы РФ; разрешает споры между коммерческими банками, страховыми компаниями, предпринимателями, учреждениями и организациями, являющимися юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя, приобретенный в установленном порядке. А.с. рассматривает регрессные иски страховых компаний.
Аудитория ― социальная общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности).
Валидность ― мера пригодности применяемых в прикладной социологии методик для решения определенных исследовательских задач; степень соответствия переменных и индикаторов эмпирическим данным, позволяющая получать надежные, репрезентативные и достоверные результаты социологического исследования, избегать систематических ошибок.
Вопрос (в социологической анкете) ― специально разработанное вопросительное суждение, адресованное определенной совокупности респондентов и рассчитанное на получение в виде ответов информации, необходимой для решения исследовательской задачи.
Вопрос альтернативный (дихотомический) ― разновидность формулировки вопроса в анкете, предполагающая ответы опрашиваемых по выбору из двух альтернативных вариантов в соответствии с принципом «да–нет».
Вопрос закрытый ― разновидность формулировки вопроса, ответ на который респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером вариантов, т.е. это ― вопрос с подсказкой.
Вопрос контрольный ― разновидность вопроса в анкете, используемая для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента.
Вопрос личный/безличный ― личные и безличные вопросы в равной мере относятся к оценкам и суждениям самого опрашиваемого, но во втором случае имеют косвенный характер. Перевод из личной формы в безличную ― наиболее распространенный способ замены прямых вопросов косвенными. Безличный вопрос задается в том случае, когда респондента неудобно о чем-то спрашивать прямо или есть предположение, что на него не будет получено (искреннего) ответа. Такой вопрос чаще всего выражается в форме: «Некоторые предполагают, что…», «Какие суждения, по Вашему мнению, наиболее справедливы?».
Вопрос открытый ― разновидность формулировки вопроса, дающая возможность респонденту самостоятельно сформулировать ответ без подсказки исследователя, выражающий индивидуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого.
Вопрос полузакрытый ― такой тип вопросительного суждения, когда в перечне возможных ответов предусмотрена позиция для самостоятельно сформулированного респондентом ответа, выраженная словами: «что еще», «другое», т.е. соединяет в себе преимущества вопроса закрытого и вопроса открытого.
Вопрос прямой/косвенный. В прямом варианте вопроса предусмотрен ответ, который следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый. Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле. Например, прямой вопрос: «Если Вас не удовлетворяют условия труда, отметьте, пожалуйста, конкретные пункты?» Косвенный: «Вы думаете о переходе на другую работу. Куда бы Вы хотели перейти?» Ответ респондента: «В другой отдел» ― может быть интерпретирован как неудовлетворенность отношениями с коллегами или начальниками и т.д.
Вопрос-меню ― такой вид формулировки вопросительного суждения, когда респонденту предлагается целый веер различных вариантов ответов, из которых он может выбрать несколько наиболее ему подходящих (как правило, не более трех).
Вопрос-фильтр ― употребляется в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части.
Врач лечащий ― врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения.
Выборка гнездовая ― вид социологической выборки, в которой отбираемые исследователем объекты представляют собой группы или гнезда более мелких единиц.
Выборка квотная ― вид выборки, формируемый на основе статистических сведений о социально-демографических характеристиках элементов генеральной совокупности.
Выборка многоступенчатая ― вид выборки, построенный на основе поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе исследования, становится исходной для отбора на следующем.