Эта книга предназначена для студентов-медиков и интернов, которые хотят научиться распознавать и устранять симптомы пациента и отточить свои навыки клинического мышления и диагностики.
Клиническая медицина начинается с пациента. Многие из нас узнают по одному признаку заболевания сразу, однако у пациентов может наблюдаться множество различных симптомов, не складывающихся в какую-либо известную болезнь. Многие студенты знают правильный научно доказанный метод лечения сердечной недостаточности, но заходят в тупик, когда в больницу поступает бездыханный пациент и им говорят «выяснить, что не так». Многие могут перечислить отличительные признаки симптома, но с трудом отделяют важные диагностические признаки от несущественных деталей, о которых говорят многие пациенты. Велик соблазн все больше полагаться на растущий арсенал диагностических инструментов. Однако бездумный анализ не только сбивает с толку и вводит в заблуждение, но и дорого обходится нашим пациентам. Я тоже не так давно был студентом и сам испытал трудности, с которыми сталкивается начинающий врач, обобщая огромное количество новой информации и применяя ее к реальным пациентам. В этой книге я пытаюсь предложить инструментарий для решения этой задачи.
В каждой главе рассматривается одна из жалоб, определяются ключевые отличительные признаки, проводится стратегия, позволяющая отличать одно от другого, и излагается процесс сбора анамнеза, осмотра и первоначального расследования. Каждый из этих подходов охватывает различные специальности, интегрируя подходы и условия из различных областей медицины и хирургии.
В этой книге используются алгоритмы, облегчающие диагностику. Это метод клинического мышления, в котором критические части информации используются в качестве точек разделения для разграничения групп диагнозов. Он дополняет (не заменяет) клинические навыки и знания об индивидуальных заболеваниях. Изучение алгоритмов особенно пригодится диагностам-интернам, так как алгоритмы не только обеспечивают систематический и функциональный подход к пациентам, но и служат плацдармом для организации знаний и обучения навыкам клинического мышления. Создавая эти алгоритмы, я не делал их теоретически законченными, чтобы не усложнять их применение для начинающих. Наконец, помните: чтобы развить клиническую интуицию, следует посещать пациентов — они лучшие учителя, источник вдохновения и изобретательности.
Найджел Фонг
2018 г.