2.1. Общая характеристика Монтессори-материала, требования и правила работы с ним
Монтессори-материал составляет часть «подготовленной среды», способствующей развитию личности ребенка, стимулирующей его для самостоятельных занятий, действий с предметами. Комплект предметов, собранных педагогом для выполнения конкретного действия ребенком, необходимых для достижения терапевтической или учебной цели, носит название упражнения или материала.
Эффективность применения педагогики Марии Монтессори зависит от многих факторов, несомненно, один из ведущих — точное представление о материале, которое в полном объеме невозможно получить без специального образования и многочасовой самостоятельной практики применения материала и выполнения упражнений. Другой значимый момент подготовки специалиста — возможность наблюдения за работой опытного терапевта или педагога, в дальнейшем организация практики под его контролем, ассистирование ему во время занятий. Во время обучения будущие Монтессори-педагоги учатся наблюдать за последовательностью действий при выполнении того или иного упражнения, подробно изучают и прорабатывают каждое из них (цель упражнения, состав, действия, возраст, в котором оно предлагается ребенку, и т.п.).
Необходимо отметить, что многие знания, которые дают во время обучения на педагогических курсах по системе Монтессори, являются процедуральными, то есть их невозможно усвоить, не видя демонстрации упражнения опытным Монтессори-тренером, не попробовав самому воспроизвести увиденное и закрепить повторными упражнениями.
Несмотря на то что в настоящее время в России производится качественный материал по методикам Монтессори, каталоги которого читатель может найти на сайтах www.montessori-piter.ru и www.montessori-material.ru, каждый раз возникает необходимость часть материала делать своими руками. Особенно это актуально для Монтессори-терапии, когда терапевт придумывает и приспосабливает упражнения к интересам и возможностям ребенка.
К Монтессори-материалу и его расположению в Монтессори-среде предъявляют определенные требования.
1. Упражнения, предлагаемые ребенку, должны быть связаны с реальной деятельностью, иметь осознаваемую ребенком цель, быть «настоящими», а не имитирующими подобие реальных предметов, удобными и безопасными в использовании. Предметы, из которых составлены упражнения первого раздела («упражнения практической жизни»), ребенок может встретить в повседневной жизни.
2. Материал упражнений предоставляет ребенку возможность самообучения и самоконтроля. Начальные упражнения по развитию сенсорики и элементарных практических навыков содержат возможность «механического контроля» допускаемых ошибок.
3. Упражнения, развивающие сходные или смежные функции, оформлены в одном стиле (рис. 2.1). Выделение, подчеркивание изучаемых в упражнении отдельных сторон материала, касающихся внешнего вида или других параметров (вес, шероховатость, цвет), носит название «изолирование свойств», служит для привлечения внимания ребенка.
Рис. 2.1. Упражнение на перекладывание ложкой (наполнение–опорожнение). Предметы украшены хохломской росписью
4. Предметы, составляющие одно упражнение, должны иметь одинаковую цветовую кодировку, часто все предметы, составляющие комплект упражнения, — одного цвета (особенно строго соблюдается в начальных упражнениях на выработку навыков «практической жизни»).
5. Материал, составляющий одно упражнение, должен быть отграничен от другого материала (часто располагается на подносе или в корзине, ящике, коробке).
6. Рекомендовано не предлагать слишком много предметов в одном упражнении. Оптимальным считается наличие не более 7 предметов. Для терапевтических целей могут быть бóльшие ограничения по числу входящих в упражнение предметов.
7. Материал для упражнений должен быть привлекательным, чистым, комплектным (необходимо проверить до начала работы, так как иначе внимание ребенка может рассеяться).
8. Предметы, составляющие упражнение, выполнены из прочных, по возможности натуральных природных материалов (высококачественная древесина, натуральные ткани, пробка, металл). Вместе с тем в комплект упражнений входят и предметы, обращаться с которыми нужно бережно и аккуратно — посуда из фарфора, стекла. Таким образом ребенок приучается к самоконтролю. Если в терапевтической ситуации ребенок не в состоянии освоить необходимые для подобного обращения движения, материал может быть заменен на пластмассу высокого качества и другие небьющиеся материалы.
9. Желательно, чтобы в оформлении материала встречались элементы национальной культуры [национальные мотивы росписи — хохломской (см. рис. 2.1), городецкой (рис. 2.2), жостовской и других, конструктивные игры — матрешка с семеновской росписью и др.].
Рис. 2.2. Дополнительный (конструктивный) материал. Деревянные яйца разных размеров, городецкая роспись
10. Каждое упражнение представлено в пространстве терапевтической комнаты лишь в одном экземпляре. Это способствует более бережному обращению с материалом, вызывает необходимость социальных контактов при работе в группе (дети с интересом и терпением следят за работой друг друга).
11. При предложении упражнений и при расположении предметов в пространстве терапевтической комнаты соблюдают принцип постепенно возрастающей степени сложности.
12. В пространстве терапевтической комнаты материал расположен по областям развития или же по «зонам».