5.1. Основы организации работы с детьми, имеющими нарушения развития
Наряду с давней практикой существования Монтессори-педагогики, основные принципы которой были разработаны для детей с нарушениями в развитии и в дальнейшем перенесены в нормальную педагогику, а также частного направления этого педагогического метода — Монтессори-терапии, с высокой эффективностью применяющего принципы Монтессори-педагогики для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, теоретическая концепция этого метода продолжает активно разрабатываться. Терапевтическая концепция в целом построена на представлении об определяющей роли активной целенаправленной предметно-практической деятельности для «нормализации» психики и преодоления нарушений развития ребенка. Не менее важны факторы взаимодействия ребенка с педагогом (терапевтом), который осуществляет активное наблюдение за группой детей и каждым ребенком группы, своим чутким поведением и принятием каждого ребенка создает условия для раскрытия его потенциала, своим примером помогает усвоению образцов поведения, в том числе в ситуациях, когда необходимо обучаться эмоциональной регуляции.
Для проведения педагогико-терапевтического воздействия разработан методический Монтессори-материал, составляющий основу «подготовленной среды» для развития, элементы которого применяют во всех современных направлениях лечебной педагогики. Хотелось бы отметить комплексный характер терапевтического воздействия, позволяющий осуществлять реабилитацию детей с широким спектром соматосенсорных, соматомоторных и сенсорно-перцептивных расстройств. К недостаткам метода можно отнести его недифференцированный характер при составлении терапевтических программ для реабилитации различных видов нарушений психической деятельности в целом и при выборе упражнений для индивидуальной коррекционной работы. В основе практики свободы выбора ребенком материала для занятий, способствующей развитию самостоятельности и инициативы здорового ребенка, лежит положение Марии Монтессори о том, что ребенок всегда сам выбирает из набора дидактического материала тот, который удовлетворяет актуальную потребность развития. У ребенка с нарушениями развития часто наблюдается недостаточность произвольной регуляции деятельности, приводящая к трудностям разрешения ситуации выбора, особенно из большого набора вариантов. Именно поэтому терапевту необходимо особым образом сужать «подготовленную среду». Терапевт, особенно в случае работы с ребенком с выраженными нарушениями развития, оставляет для занятия лишь часть упражнений, причем выбор конкретных упражнений происходит в основном интуитивным образом. Отсутствие дифференцированной программы реабилитации уменьшает возможности Монтессори-терапии.
Исходя из дидактического и методического Монтессори-материала как теоретической базы Монтессори-терапии, мы предложили интегративный подход, ориентированный на уровень современных нейронаук в разработке общей части терапии и на экспериментальный анализ особенностей высших психических функций и особенностей детско-родительского взаимодействия для разработки частных вопросов индивидуальной дифференцированной Монтессори-терапии (Андрущенко Н.В., 1997, 2000, 2002, 2010; Уткузова М.А. и др., 2018).
Опираясь на выделенные для психологической коррекции И.И. Мамайчук (2003) блоки, мы следующим образом структурировали последовательность этапов Монтессори-терапии.
1. Консультирование, включающее диагностический этап и формирование терапевтических целей.
2. Начальный терапевтический этап, предполагающий углубленное знакомство с ребенком и его проблемами, способствующее уточнению целей, и заканчивающийся определением терапевтических задач, объема и объекта терапии (ребенок, родитель и ребенок).
3. Собственно терапевтический, во время которого реализуется намеченная индивидуальная программа по направлениям:
- преодоления негативных аффективных и стереотипных форм поведения, симптомов психической дисфункции — нарушений внимания, мотивации и т.п.;
- оптимизации и стимуляции развития психических функций (в соответствии с актуальным уровнем развития, интересами и индивидуальными особенностями ребенка; стабилизации функциональных взаимодействий между ребенком и взрослым — родителем, терапевтом);
- профилактики развития вторичных симптомов и состояний (с опорой на «опережающую» функцию терапии с использованием прогнозирования дальнейшего развития).
4. Контрольный (оценочный) и прогностический, на котором анализируют динамику развития ребенка, изменения микросоциальной среды и необходимость дальнейшего продолжения терапии.
Возможны различные формы организации Монтессори-терапии по месту ее проведения (в клинических, амбулаторных условиях, дома) или по составу участников — индивидуальная, групповая.
Монтессори-терапию проводят в тесном взаимодействии с другими специалистами, занимающимися реабилитацией ребенка. При этом постановка терапевтической цели и выработка реабилитационных задач может быть результатом командной работы специалистов при активном участии родителей или законных представителей ребенка. Осуществлять терапевтическое воздействие может врач или медицинский психолог, коррекционный педагог во взаимодействии с врачом (педиатром, неврологом).
В амбулаторной практике терапии предшествует консультативный прием, на котором уточняют диагноз (или же рекомендуют необходимые дальнейшие методы обследования, консультации специалистов), определяют актуальный уровень развития ребенка, происходит первый игровой контакт с ним во время тестовых заданий. Анализируют данные беседы с матерью и наблюдений за ребенком, проводят неврологический и общесоматический осмотр, изучают данные дополнительных методов неврологической и другой медицинской диагностики. Для определения актуального уровня развития ребенка используют стандартные диагностические методы, адекватные возрасту. Интересует не только уровень развития, но и его качественные особенности. Ориентировочно выделяют нейропсихологический фактор, ведущий для формирования нарушений. Для целей структурно-функционального анализа организации психических функций ребенка применяют вышеописанный нейропсихологический диагностический блок, который при необходимости может быть расширен и углублен или же, наоборот, сокращен. Например, для детей раннего возраста, до 3 лет, и для детей младшего дошкольного возраста наряду со стандартными методиками применяют клиническое, «активное», по терминологии Монтессори, наблюдение, в котором в диагностических целях могут использоваться элементы Монтессори-среды (процесс продолжается уже во время занятий).