Терапевтическая работа по Монтессори может быть успешно интегрирована в терапию детско-родительских отношений (Papoušek H., 2004).
В работе с детьми грудного и раннего возраста чрезвычайно важны анализ и терапия родительско-детского взаимодействия (интеракционная терапия), которые могут осуществляться посредством коммуникационно-центрированной материнско-младенческой терапии (Papoušek H., Papoušek M., 2003, 2004).
Ее принципиальное отличие от «старых» терапевтических подходов сформулировали Х. и М. Папушек (Papoušek H., Papoušek M., 2003).
При этом отличительными чертами старой модели являются:
- систематический тренинг, упражнение отдельных способностей (тонкой моторики, моторики тела, восприятия, понимания речи, активной речи);
- ориентация на стандартизированные тесты развития (оценка эффективности — повторный тест);
- усиление успеха путем подчеркнутого поощрения ребенка;
- подражание родителей терапевту (следуют инструкциям; роль «кoтерапевта»).
Современная модель предполагает:
- в первые годы жизни — поддержку и развитие совместной игры родителей и ребенка;
- ориентирование на семью и развитие детско-родительских отношений;
- поддержание компенсаторных, способствующих развитию стратегий у ребенка (самостоятельный выбор, инициатива) и его родителей;
- партнерские отношения терапевта и родителей.
Интеракционная терапия ориентирована на «бессознательную родительскую компетентность», или «родительскую дидактику», проявляющуюся в особом родительском поведении.
Интуитивный репертуар родителей включает:
- специфический поведенческий рисунок («материнский» язык, реакция приветствия);
- родительские инициативы, способствующие развитию (простая форма занятий, повторения с игровыми вариациями, имитация поведения ребенка и создание моделей для имитации ребенком);
- интуитивную ориентацию на актуальный уровень развития;
- приспособление в динамике поведения (учет интенсивности и временных последовательностей с наличием адекватных темпов, ритмов, пауз).
Особенности развития детей с ограниченными возможностями:
- те же закономерности, принципы, характерные для здоровых детей (проходят те же этапы развития и в той же последовательности);
- развитие осуществляется медленнее (например, редко встречаются конструктивные и символические формы игры);
- отдельные области развиваются неравномерно;
- нередко снижена мотивация и длительность непрерывного занятия с предметами;
- проблемы развития сонаправленного (со взрослым) внимания на объект совместной игры (затруднено освоение сложных сенсомоторных и символических способностей, развитие речи);
- страдает организация действий, они менее цельориентированы;
- при неуспехе чаще отмечаются стратегии ухода, избегания трудностей;
- сигналы интереса, неудовольствия, перестимуляции труднее интерпретировать;
- при одинаковых условиях спонтанного повседневного опыта труднее обучаются;
- поддержка родителями когнитивных и коммуникативных процессов затруднена.
Интуитивный репертуар родителей детей с ограниченными возможностями:
- часто блокирован (шок и траур после сообщения диагноза ребенка, неуверенность в перспективах развития, многочисленные повседневные нагрузки, связанные с уходом и лечением);
- сигналы ребенка воспринимаются неполностью или же неправильно интерпретируются;
- нарушена динамика применяемых поведенческих стратегий;
- дисфункциональные стратегии поведения (отказ от совместной игры, усиление давления на ребенка, доминирование, «учебный» стиль взаимоотношений).
Анализируя эпизоды родительско-детского взаимодействия, можно дать качественную оценку поведения ребенка, родителя и их взаимодействия.
Рассмотрим качественную оценку спонтанной игры ребенка (дополняет данные о сенсомоторном уровне развития).
- Адаптация к игровой ситуации: радость, толерантность, контакт с исследователем.
- Саморегуляция: реакция на разнообразные раздражители, боязливость, закрытость, импульсивность, общий уровень активации, объем внимания, отвлекаемость, уровень фрустрационной толерантности при неудачах, терпеливость, выдержка при выполнении выбранной деятельности.
- Необычные проявления в поведении: стереотипные движения тела, фиксация на определенной деятельности или раздражителях, персеверации, склонность к самоповреждению.
- Возможность ребенка удерживать фокус внимания на совместной с взрослым игровой цели, проявление инициативы в выборе цели, регуляция поведения.
- Наличие превербальных средств (направление взгляда, жесты), слов и возможность их использования для установления социального контакта и для сообщения своих желаний.
- Клиническая качественная оценка интеракционных возможностей родителей.
- Интерактивный стиль.
- Предлагает ли игровой партнер ребенку достаточно возможностей инициировать интеракцию?
- Используются ли материалы, выбранные для совместной игры?
- Соответствует ли совместная активность уровню развития ребенка?
- Реагирует ли взрослый на попытки коммуникации ребенка?
- Правильно ли взрослый реагирует на сигналы и намерения ребенка?
- Концентрирован ли взрослый преимущественно на деятельности ребенка или отвлекает его?
- Поддержка процесса обучения.
- Использует ли взрослый богатую вариациями мимику, интонации и жесты для того, чтобы удержать внимание ребенка?
- Соответствуют ли темп и смена занятий возможностям ребенка по переработке информации?
- Имитирует ли взрослый поведение ребенка?
- Применяет ли взрослый структуру смены ролей и игр?
- Может ли ребенок предсказать следующий шаг взрослого?