только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 7 / 13
Страница 1 / 12

Раздел 4. Анализ «затраты — полезность» (cost-utility analysis)

Цель обучения: изучение метода экономических оценок «затраты — полезность» для определения приоритетов развития ОЗ и повышения эффективности использования ограниченных ресурсов; измерение экономической эффективности медицинской помощи с помощью метода «затраты — полезность» как степени достижения конкретных медицинских результатов при определенных уровнях материальных, трудовых, финансовых затрат.

Обучающийся должен уметь:

  • выбрать альтернативный вариант оказания медицинской помощи на основе знания метода клинико-экономического анализа «затраты — полезность»;
  • определять факторы эффективности медицинской помощи;
  • применить метод «затраты — полезность» для проведения клинико-экономического анализа;
  • принимать управленческое решение с целью повышения эффективности медицинской помощи.

Обучающийся должен знать

Методические рекомендации по проведению аудиторных занятий по теме: изучение темы необходимо начать с предпосылок введения клинико-экономического анализа в практику медицинских организаций. Дать определение экономических оценок. Подчеркнуть значение актуальных документов по вопросам стандартизации в здравоохранении. Кратко остановиться на каждом методе экономических оценок: «затраты — эффективность», «минимизация затрат», «затраты — выгода», «стоимость болезни». Подробно остановиться на методе «затраты — полезность». Определить критерии выбора метода, обосновать применение метода «затраты — полезность» на практике. Обучающиеся должны обосновать применяемый метод клинико-экономического анализа и доказать его значимость для практической деятельности ОЗ в условиях ограниченных ресурсов.

В конце семинара преподаватель дает возможность ответить на тесты и делает заключение по теме занятия.

На семинаре целесообразно разделить обучающихся на малые группы, каждой группе предложить ситуационную задачу на метод клинико-экономического анализа «затраты — полезность». Разбор задачи проводится лидером группы после ее обсуждения внутри группы. Обратить внимание на необходимость участия в обсуждении докладываемой задачи обучающихся остальных трех групп.

:

  • определение метода «затраты — полезность» как элемента клинико-экономического анализа;
  • предпосылки введения метода «затраты — полезность» в медицинскую практику;
  • критерии выбора метода «затраты — полезность»;
  • алгоритмы и формулы расчетов каждого метода «затраты — полезность»;
  • области применения метода «затраты — полезность»;
  • определение понятий «затраты» и «результаты» медицинской организации.

Основные термины и понятия: затраты, «полезность» («утилитарность»), единица полезности (Ut), прямые издержки, альтернативные издержки, косвенные затраты, тариф на медицинскую услугу, приращение полезности (ΔUt), качество жизни, доказательная медицина, фармакоэкономика, QALY, DALY (годы жизни с учетом нетрудоспособности), общее бремя болезни.

Краткое содержание

Клинико-экономический анализ — это сравнительный анализ применяемых в медицинской практике различных методов диагностики, профилактики, лекарственного и нелекарственного лечения, реабилитации, методов хирургического вмешательства, выполняемый с целью оценки соотношения результатов и связанных с ними затрат и выбора из рассматриваемых методов наиболее клинически результативного и экономически целесообразного.

Одним из основных методов клинико-экономического анализа является анализ «затраты — полезность».

Анализ «затраты — полезность (утилитарность, ценность)» — вариант анализа «затраты — эффекты», при котором результаты вмешательства оцениваются в единицах «полезности» с точки зрения потребителя медицинской помощи (например, качество жизни); при этом наиболее часто используется интегральный показатель «сохраненные годы качественной жизни» (QALY).

Напомним, что в здравоохранении экономическая эффективность неотделима от понятия «эффективность медицинской помощи». Недопустимо рассматривать экономическую эффективность деятельности в отрыве от медицинской эффективности. Более того, в здравоохранении экономически эффективно лишь то, что дает хороший клинический эффект, приближает пациента к «полезности» = 1,00, то есть к состоянию абсолютного здоровья. Эффективность медицинской помощи есть степень достижения конкретных результатов (отражаемых показателями динамики состояния пациента) при определенных уровнях затрат (материальных, трудовых, финансовых).

Факторами, определяющими эффективность медицинской помощи, являются следующие: личностные характеристики медицинского персонала (квалификация, ответственность); материально-техническая база лечебно-профилактического учреждения; возраст, пол больного; исходное состояние пациента; тяжесть заболевания. Эффективность медицинской помощи можно также измерить показателями «полезности» (Ut), QALY, DALY.

Полезность рассматривается как ценность определенного уровня здоровья (отдельных людей или общества в целом). Польза выражается такой условной единицей, как «выигрыш в годах жизни» или «в предотвращенной смерти». При таком подходе, являющемся весьма перспективным, применяется показатель QALY, означающий качественно прожитый год жизни. QALY требует рассмотрения качества жизни, зависящего от различных уровней состояния здоровья, то есть QALY — ценность определенного уровня здоровья. В этом методе анализа важным является выбор заранее установленных показателей ценности, которые количественно отражают обусловленное состоянием здоровья качество жизни.

Показатели «полезности» (Ut) располагаются в порядке уменьшения качества жизни от полного здоровья (1,00) до бессознательного состояния (< 0,00). Взяв за основу эти показатели, затем мы должны исчислить показатель продолжительности жизни, соотнесенный с ее качеством.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация