В истории бывают редкие моменты, когда сходятся
возможности технологий, политические интересы
и настоятельная необходимость перемен.
Сейчас один из таких моментов.
В наших последних двух книгах мы начали разговор с рассуждений о силе слова и затронули, в частности, темы ошибочного диагноза, цинизма и оптимизма [1, 2]. В этой книге мы сосредоточимся на теме трансформации и всех ее последствиях для здравоохранения. Для кого-то трансформация может означать разрушение существующей структуры, полную замену экосистемы здравоохранения в том виде, в котором мы ее знаем. Никто из нас не считает это необходимым. Наша цель — рассмотреть проблему неустойчивого положения, с которым мы сегодня сталкиваемся в США и во всем мире, и новых цифровых инструментов, которые меняют организацию медицинской помощи.
Эти решения не направлены на разрушение фундамента, на котором построена медицина, и не предназначены для латания разрушающихся стен или заклеивания скотчем дефектов существующих в настоящее время неэффективных и затратных практик. Продолжим метафору: фундамент здравоохранения может оставаться прочным, но многие стены, полы, окна и двери, опирающиеся на этот фундамент, пришли в негодность и нуждаются в замене. В следующих 8 главах, в дополнение к нашему совокупному более чем 60-летнему опыту работы в медицине, будут представлены данные из различных источников, включая консультации со специалистами по глубокому обучению, лидерами общественного мнения и правительственными чиновниками по всему миру, рецензируемых исследований, неопубликованных данных, а также передовые инициативы клиники Майо (Mayo Clinic) и ряда других ведущих медицинских учреждений. Совокупность доказательств, полученных из всех этих источников, является убедительным аргументом: бизнес, как обычно, больше не является подходящим вариантом; цифровая трансформация здравоохранения больше не входит в список желаний всего мира. Цифровая трансформация становится жизнеспособной реальностью и еще более востребована в свете пандемии COVID-19. Эта реальность будет включать частичный переход от оказания медицинской помощи в больницах, клиниках и медицинских офисах к удовлетворению потребностей пациентов средствами телемедицины, программ «больница на дому» и удаленного мониторинга состояния пациента.
В главе 1 мы рассматриваем вопрос о необходимости цифровой трансформации и приводим обзор доказательств эффективности цифрового здравоохранения, недостатков оказания эпизодической медицинской помощи, диагностических ошибок и неадекватной инфраструктуры.
В главе 2 рассматриваются достоинства и ограничения телемедицины, «больницы на дому» и удаленного мониторинга пациентов. В этой главе даны советы по обоснованному выбору средств телемедицины и влиянию COVID-19 и приведен обзор научных данных. Мы также подробно рассмотрим расширенную программу медицинской помощи на дому клиники Майо (Mayo Clinic’s Advanced Care at Home program).
В главе 3 обсуждается использование цифровых технологий в борьбе с COVID-19, включая разработку более совершенных инструментов прогнозирования и диагностики, расширение базы знаний для борьбы с пандемией, а также важность применения холистического подхода к этому инфекционному заболеванию.
В главе 4 вновь обсуждается ценность больших данных (big data), искусственного интеллекта и машинного обучения — темы, которые мы рассматривали в нескольких предыдущих книгах. В ходе обсуждения проведен анализ сведений о диабете, сердечно-сосудистых заболеваниях, раке, области гастроэнтерологии и психиатрии. Мы также рассматриваем один из самых сложных вопросов в медицине: когда корреляция означает причинность? Последний раздел мы посвящаем расширенной аналитике информации, в том числе рассказываем о том, как работает платформа анализа клинических данных клиники Майо.
Глава 5 «Знакомство с инструментарием искусственного интеллекта/машинного обучения» представляет собой учебник по искусственным нейронным сетям, моделированию методом случайного леса (random forest), градиентному бустингу (gradient boosting), кластеризации, линейной и логистической регрессии. Мы исходим из того, что многие читатели не имеют опыта в области статистики или науки о данных, и надеемся, что наши краткие руководства объяснят эти сложные темы простым языком.
Глава 6 посвящена многочисленным разговорным технологиям, появляющимся в здравоохранении. Мы начнем с роли обработки естественного языка, а затем обсудим потенциал голосовых (речевых) технологий в диагностике заболеваний и роль Siri, Google Assistant, Alexa и других инструментов для пациентов. В заключение мы подчеркиваем настоятельную необходимость борьбы с недостоверной информацией — при помощи правды и доверия.
В главе 7 «Обеспечивая будущее цифрового здравоохранения» рассматривается одна из самых сложных проблем здравоохранения — кибератаки. Мы рассказываем о необходимости комплексного анализа рисков и обучения персонала для снижения риска фишинговых атак, а также о нескольких основных мерах предосторожности, включая шифрование, надежные пароли, брандмауэры и тому подобное. Мы также включили раздел, посвященный одной из самых уязвимых частей экосистемы здравоохранения — применению «Интернета медицинских вещей» (Internet of Medical Things, IoMT).
В главе 8 мы исследуем международные инициативы в области цифровой трансформации здравоохранения. Обсуждаются специальные программы Великобритании, Китая и Нидерландов, а также потребности стран с ограниченными ресурсами.
Появление многочисленных цифровых решений в области здравоохранения, о которых пойдет речь на следующих страницах, не означает, что информационные технологии сами по себе перестроят экосистему здравоохранения. Здравоохранение нуждается в гораздо большем. Назовем это «активным управлением образом жизни». К сожалению, слишком многие технооптимисты видят в технологическом прогрессе спасителя и готовы инвестировать миллиарды долларов в создание бесчисленных инициатив, платформ и сетей в надежде построить более эффективную систему. Такое магическое мышление в долгосрочной перспективе обречено на провал. При правильном применении решения, основанные на информационных технологиях, будут дополнять другие ресурсы, подобно тому, как алгоритмы на основе искусственного интеллекта сейчас дополняют диагностику офтальмологических и онкологических заболеваний. Обществу все равно придется иметь дело с культурными, финансовыми и клиническими первопричинами нынешней несовершенной системы здравоохранения — проблемами, обсуждение которых выходит за рамки данной книги. Обоим авторам хватает смирения признать, что цифровая медицина и все ее инструменты — только часть решения. Тем не менее, наш опыт и исследования показывают, что эта часть критически важна.