В США расходы на здравоохранение выросли с 74,6 млрд долларов в 1970 г. до 3,5 трлн долларов в 2017 г. Большинство экономистов в области здравоохранения согласны с тем, что такой резкий рост расходов является неоправданным [1]. Пока мы пишем эту главу, прогнозы на 2020 г. не слишком обнадеживают: Исследовательский институт здравоохранения PwC прогнозирует, что в 2020 г. чистый рост медицинских расходов составит 5% [2]. Можно было бы ожидать исключительного качества и результатов оказания медицинской помощи по такой цене, но система здравоохранения США занимает последнее место среди 11 стран с высоким уровнем дохода, но более высокими показателями заболеваемости и смертности от предотвратимых причин [3]. Причины такого несоответствия между затратами и качеством медицинской помощи требуют глубокого анализа, который выходит за рамки данной книги. Наша главная цель — изучить роль информационных технологий и возможное влияние цифровых решений на этот кризис системы здравоохранения.
В этом контексте поучительно рассмотреть одно из потенциальных решений, обсуждаемых в отчете компании PwC («ПрайсуотерхаусКуперс», PricewaterhouseCoopers): «Работодатели и организации, покрывающие расходы на медицинскую помощь, будут побуждать людей к выбору менее затратных вариантов ее оказания. Планы медицинского страхования стимулируют участников выбирать амбулаторные медицинские кабинеты и уход на дому, а не более дорогие стационары с комплексными услугами. От того, как организована система льгот, и от того, как работники воспринимают затраты на страхование, будет зависеть эффективность стратегий, связанных с местом оказания медицинской помощи. Работодатели и организации, покрывающие расходы на медицинское обслуживание, стремятся повысить роль телемедицины по мере того, как их сотрудники все больше привыкают к ней, особенно если расходы на оплату услуг меньше, а качество и уровень обслуживания не страдают» [2]. Отчет компании PwC был подготовлен до того, как пандемия COVID-19 нарушила глобальную экосистему здравоохранения. Возникшие изменения представили телемедицину и другие формы удаленного медицинского обслуживания в совершенно ином свете.
Чтобы ответить на вопрос, необходима ли цифровая трансформация, мы рассмотрим следующие аспекты:
- Эффективны ли инициативы в области цифрового здравоохранения?
- Отвечает ли эпизодическая медицинская помощь потребностям пациентов?
- Как удовлетворяются потребности в медицинском обслуживании в странах с недостаточно оптимальной инфраструктурой здравоохранения?
- Нужна ли нам цифровая система поддержки принятия клинических решений для решения проблемы эпидемии диагностических ошибок?
- Потребует ли пандемия COVID-19 большего количества онлайн-решений?