Глава 50. Современное здравоохранение и бизнес-среда
Цель:
- понять, почему требуются новые управленческие подходы?
Более 20 лет системы здравоохранения большинства западных стран сталкивались с проблемой значительного увеличения расходов на здравоохранение в реальном выражении (в расчете на душу населения за вычетом инфляции) и доле валового внутреннего продукта (примечание редактора — В РФ расходы на здравоохранение в течение последних 20 лет не увеличивались и в среднем составляли 3,2% внутреннего валового продукта, что в 1,6 раза ниже, чем в «новых» странах ЕС, близких к нашей стране по уровню экономического развития, и в 2,4 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС, см. главу 10). В результате для предоставления людям доступной МП они были вынуждены сократить расходы в других секторах экономики. Определение расходов на систему здравоохранения может быть представлено как с точки зрения имеющихся расходов, так и потребностей населения.
На протяжении последних двух десятилетий развитие бизнеса претерпело серьезные изменения во многих секторах экономики. Главное из них — переход от «рынка продавца» к «рынку покупателя». Рынок продавца, широко распространенный в прошлом, представляет собой довольно монополистическую деловую среду, в которой поставщик товаров или услуг диктует аспекты сделки.
- Цена услуг и товаров: обычно определяется методом «издержки плюс фиксированная прибыль», при этом покупатель оплачивает все затраты, понесенные для оказания услуги, плюс «разумную прибыль».
- Время реагирования (сроки предоставления услуг): «Мы делаем все возможное, и мы действительно стараемся».
- Качество: «Мы делаем все возможное в данных обстоятельствах».
- Результативность: «Мы знаем лучше самих покупателей, что им нужно. Мы — профессионалы».
Переход от рынка продавца к рынку покупателя
Сегодняшняя деловая среда — это рынок покупателя. Этот тренд появился в результате глобальных макроэкономических, технологических, политических и социальных изменений. Эта среда характеризуется:
- глобализацией мировой экономики;
- жесткой конкуренцией между организациями как внутри своей страны, так и на международном уровне;
- наличием на глобальном уровне избыточных мощностей в производстве, услугах и научных разработок в некоторых областях;
- применением новых управленческих подходов;
- наличием и доступностью информации и знаний;
- доступностью дешевых и быстрых коммуникаций;
- возможностью своевременного получения материалов и услуг;
- легкостью международных поездок и перевозок;
- внедрением передовых технологий для производства и развития;
- широким использованием передовых компьютерных и информационных систем;
- широким использованием коммуникационных и информационных технологий;
- сокращением жизненного цикла товаров и услуг;
- демократизацией и расширением прав и возможностей потребителей.
Глобализация: маленькая глобальная деревня
Мир постепенно становится миром без границ. В большинстве регионов мира, в частности, в западных странах, можно свободно путешествовать без необходимости оформления разрешений на въезд. Аналогично таможенные пошлины и тарифы на товары, перемещаемые через границы, были снижены или полностью отменены. Перемещение между странами стало легким, быстрым и дешевым как для людей, так и для товаров или материалов.
В последнее десятилетие мы наблюдаем тенденцию образования мультинациональных организаций. Успешные компании приобретают частичное или полное право собственности на фирмы в других странах, получая возможность доступа к дополнительным рынкам и диверсификации своей продуктовой линейки. Фирмы сотрудничают с иностранными компаниями, и такое сотрудничество обоюдовыгодно. В мире наблюдается избыточная мощность в производстве и услугах, как следствие, необходимо искать дополнительные рынки сбыта и лучше соответствовать требованиям клиентов на различных мировых рынках.
Связи стали глобальными. Если мы посмотрим на телевизионные программы, радиопередачи, электронные и другие СМИ, то может показаться, что многие из них востребованы и в других странах. Однако люди в разных регионах мира по-своему оценивают эти программы, смеются над одними и теми же шутками и попадают под влияние пропаганды демократии и открытого мира.
Тенденция глобализации не случайна. Сильное влияние на нее оказало окончание глобальных войн и открытие границ, что привело к сдвигу ресурсов от военной промышленности к гражданской, включая такие сектора, как здравоохранение и образование, на это также повлияла приватизация экономической деятельности. Мир открылся, и мы стали свидетелями стремления к личному и общественному благополучию, расширению прав и возможностей покупателей, росту информированности о качестве окружающей среды. Повышенная открытость сделала технологические и управленческие знания доступными для всех.
Например, в крупной государственной больнице время ожидания в отделении неотложной помощи (Emergency Department — ED) было чрезмерно длительным. После внедрения современных методов управления произошло 30% сокращение времени ожидания пациентов, при этом качество оказания медицинских услуг не ухудшилось (на самом деле может даже и улучшилось), а удовлетворенность пациентов возросла. Эти результаты были достигнуты без каких-либо инвестиций, увеличения численности персонала, приобретения нового оборудования, а только путем изменения управленческих подходов с использованием имеющихся информационных систем. Данная больница использует современные телемедицинские технологии, имеющие выход в глобальную сеть для передачи изображений, получения второго мнения и т.д. Кроме того, использование таких технологий позволило увеличить количество иностранных пациентов, которые могут обратиться в данную больницу как физически, так и виртуально посредством телемедицины.