Челюстно-лицевая ортопедия является одним из разделов ортопедической стоматологии, который изучает профилактику, диагностику и лечение повреждений челюстно-лицевой области в результате травм, ранений, оперативных вмешательств по поводу воспалительных процессов, новообразований. Ортопедическое лечение может быть самостоятельным или применяться в сочетании с хирургическим.
При хирургическом лечении больных с повреждениями челюстно-лицевой области возникают задачи, связанные с подготовкой больного к оперативному вмешательству, созданием опоры для мягких тканей, закрытием послеоперационной раневой поверхности, кормлением больных и др. В этих случаях показано применение ортопедического лечения как одного из компонентов комплексной терапии данной категории больных. Кроме того, возникают также повреждения, хирургическое лечение которых невозможно или неэффективно. Например, при дефектах альвеолярного отростка или части нёба протезирование их более эффективно, чем оперативное устранение. В этих случаях показано применение ортопедических манипуляций в качестве основного и постоянного метода лечения.
История челюстно-лицевой ортопедии уходит вглубь тысячелетий. Искусственные уши, носы и глаза были обнаружены у египетских мумий, а древние китайцы использовали для этих целей воск и различные сплавы. Однако до XVI в. не было каких-либо научных сведений о челюстно-лицевой ортопедии. Впервые протезы частей лица и обтуратор для закрытия дефекта нёба описал Амбруаз Паре (1575). Пьер Фошар в 1728 г. рекомендовал просверливать нёбо для укрепления протеза. Н.У. Кингслей (1880) описал конструкции для замещения врожденных и приобретенных дефектов нёба, носа, орбиты. Клод Мартин (1889) в своей книге о протезах приводит описание конструкций для замещения утраченных частей верхней и нижней челюстей. Он является основоположником непосредственных протезов после резекции верхней челюсти.
В нашей стране значительное развитие челюстно-лицевая ортопедия получила в 1940–1960-х гг. Работами А.И. Бетельмана, Я.М. Збаржа, А.Л. Грозовского, З.Я. Шура, И.М. Оксмана, В.Ю. Курляндского, Е.И. Гаврилова был заложен фундамент по изготовлению и применению челюстно-лицевых протезов. В последующие годы темпы развития челюстно-лицевой ортопедии снизились. Это объясняется тем, что усилия специалистов по ортопедической стоматологии переключились на разработку вопросов зубного протезирования и ортодонтии, потребность населения в которых оказалась очень высокой. В 1970–1980-х гг. в связи с внедрением комплексных методов восстановительного лечения вновь возрос интерес к проблемам челюстно-лицевой ортопедии.
Современная челюстно-лицевая ортопедия, базирующаяся на реабилитационных принципах общей ортопедии и травматологии и опирающаяся на достижения клинической стоматологии, играет огромную роль в системе оказания помощи населению.
Основы деонтологии и особенности приема челюстно-лицевых больных в клинике ортопедической стоматологии. Челюстно-лицевое протезирование является сложным разделом, задача которого состоит в подготовке больных к тяжелым, порой разрушительным операциям, восполнении дефектов и устранении деформаций, которые не удалось или невозможно устранить оперативным путем, а также из-за отказа больных от хирургического лечения. Кроме того, нередко у больных имеются противопоказания к применению последнего: тяжелые заболевания крови, сердечно-сосудистой системы, выраженные психологические расстройства и другие.
Особо следует подчеркнуть необходимость соблюдения принципов деонтологии при обслуживании челюстно-лицевых больных, имеющих значительные, нередко обезображивающие дефекты и деформации, которые к тому же сопровождаются расстройством таких важных функций, как акт жевания, глотания, речи, дыхания. Эстетические и функциональные расстройства доставляют больным тяжелые переживания, делают их замкнутыми, малоконтактными. Нередко на всем их поведении лежит печать безысходности, обреченности, они бывают раздражительными, склонными к созданию конфликтных ситуаций или обнаруживают безразличие к окружающим. Большая доля работы при изготовлении челюстно-лицевых протезов и психологические контакты с больными осуществляются средним медицинским персоналом. Поэтому они должны иметь необходимые знания в области психологии, этики и деонтологии. Это в полной мере относится и к врачебному персоналу.