Философия принципиально отличает нас от дикарей и варваров.
Декарт
План темы
• Предмет философии - любовь и стремление к человеческой мудрости.
• Генезис философской мысли и её ранние формы.
• Философское мировоззрение и самосознание.
• Философия как школа критичного мышления.
• Нравственно-этическое содержание философии.
Учебная цель
Цель - глубоко изучить и осознать специфику предмета философии. Необходимо понять, как она в системе среднего медицинского и фармацевтического образования позволяет студентам оценить её интеллектуально-нравственное содержание и смысл в наполнении сознания каждого человека, но особенно специалиста-медика, гуманным смыслом. Академик РАМН Ю.Л. Шевченко правомерно считает, что «сегодня как никогда ...важно овладеть хотя бы основами философии, так как для медицины и её служителей (именно служителей, а не медработников) овладение основами философии - вопрос формирования человеческого духа, общечеловеческое образование и воспитание, в основе которых лежат гуманизм, высокая нравственность, правдивость, честность и милосердие» [Философия медицины. - М., 2004. - С. 10.]. Студенту надо убедиться в том, что главная проблема в изучении философии - постижение смысла и нравственных ценностей человеческой жизнедеятельности.
ЧТО ЕСТЬ ФИЛОСОФИЯ?
Рассмотрение ключевых философских проблем следует начать с уяснения сути и смысла самого слова «философия» (греч. phileo - любовь; sophia - мудрость) как особой формы общественного
сознания, как свободного и критического состояния человеческого разума. Впервые это слово «philosophos» появилось в древней Греции где-то в середине I тысячелетия до н.э. Его приписывают чаще всего Пифагору (около 580-500 гг. до н.э.) как некое отражение божественной мудрости (Софии), которой обладали только мудрецы-пророки. По мнению Пифагора философия - любовь и стремление к истинному познанию мира. Существует также мнение, что первым слово «философия» высказал Гераклит (около 520-460 гг. до н.э.) применительно к человеку, изучающему мир вещей и явлений. Однако термин «философия» в общественном сознании в качестве названия особой сферы познания мира закрепился после работ Платона (427-347 гг. до н.э.).