Никогда человек не был до такой степени проблемой, как в нашу эпоху.
Хайдеггер
План темы
• Человек как главная философская проблема.
• Проблема осмысления гипотез о происхождении человека.
• Уникальность человеческой природы.
• Роль социально-культурной среды в жизнедеятельности человека.
• Сущность и смысл человеческой жизни.
• Человек как целостная личность.
Учебная цель
На базе усвоенных философских знаний необходимо осмыслить и осознать ключевую проблему философии всех времён и народов - феномен человека, его уникальные природные свойства и социокультурные качества. Тема включает проблему определения природы человека, его происхождения и развития. При изучении данной темы надо обратить особое внимание на диалектику соотношения биопсихосоциокультурных факторов при становлении и самосовершенствовании человека, и роли творческого созидательного труда в процессе его восхождения в статус homo sapiens. Следует осмыслить, как в философии понимают целостность человека? Предстоит оценить также принципиальное различие таких понятий, как «человек», «индивид», «личность». При этом, желая понять и оценить гражданскую и нравственно-этическую сущность современного человека, студенты должны исходить из философского анализа сопряжения экономических, политических и социально-культурных отношений, которые господствуют в глобальном мире.
ФИЛОСОФСКОЕ ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Человек - уникальное земное существо, наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее труднопонимаемое как биопсихосоциальный феномен для науки, меди-
цины и философии. Как тонко заметил Макс Шелер (1874-1928), немецкий философ-антрополог, понятие «человек» уже в своём обычном употреблении содержит некоторую двусмысленность. С одной стороны, он представитель животного мира, а с другой - личность, мыслитель, творец нового мира, общества и культуры. Он писал: «То, что делает человека человеком, есть принцип, который противоположен всей жизни и который нельзя отнести к "естественной жизненной эволюции"; если он и может быть отнесён к чемулибо, то лишь к высшей основе всех вещей». Этой высшей основой являются разум, чувства, воля, творческое начало и т.д.