только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 8 / 8
Страница 9 / 33

Контрольные вопросы, тесты и задачи

Тема 9. Термическая и химическая травма

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что представляют собой ожоги? Приведите их классификацию.

2. Какие существуют способы определения площади и степени ожога?

3. Опишите клиническую картину ожоговой болезни. Какие периоды выделяют в ее течении?

4. Назовите принципы оказания помощи и лечения пациентов с ожогами.

5. Дайте определение отморожений, Приведите их классификацию. Опишите принципы первой помощи и лечения при отморожении.

6. Что представляет собой замерзание? Опишите принципы первой помощи и лечения при замерзании.

ТЕСТЫ И ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

ТЕСТЫ

9.1. При химическом ожоге пищевода на догоспитальном этапе следует:
а) дать выпить молока;
б) ввести анальгетик, промыть желудок;
в) ничего не делать до госпитализации;
г) вызвать рвоту.

9.2. Отличительный признак ожога II степени:
а) гиперемия;
б) боль;
в) наличие пузырей или их остатков;
г) отек тканей.

9.3. К глубоким термическим ожогам относят ожоги степени тяжести:
а) II;
б) III В;
в) III А;
г) I.

9.4. Причина ожогового шока:
а) спазм сосудов кожи;
б) психическая травма;
в) боль и плазмопотеря;
г) кровотечение.

9.5. Степень отморожения можно определить:
а) сразу после согревания;
б) на 2-й день;
в) в дореактивном периоде;
г) спустя несколько дней.

9.6. Характерный признак отморожения II степени:
а) некроз всей толщи кожи;
б) образование пузырей;
в) обратимая сосудистая реакция;
г) мраморность кожи.

9.7. Симптомом ожога ротоглотки и пищевода не является:
а) дисфагия;
б) саливация;
в) наложение фибрина на слизистых;
г) сухость полости рта.

9.8. Признак ожога I степени:
а) гиперемия кожи;
б) пузыри с прозрачной жидкостью;
в) плотный струп;
г) цианоз кожи.

9.9. Признак ожога II степени:
а) гиперемия кожи;
б) плотный струп;
в) пузыри с серозным содержимым;
г) бледность кожи.

9.10. Глубокие ожоги имеют степень:
а) I;
б) IIIа;
в) IIIб, IV;
г) II.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

9.1. В автопарке водитель выполнял ремонтные работы. Случайно в его руках вспыхнула паяльная лампа, в результате он получил повреждение кожного покрова головы, шеи и кистей. С помощью товарищей доставлен в ФАП. Пострадавший возбужден, громко разговаривает, отчаянно жестикулирует. На коже головы, лица, шеи и кистей на фоне гиперемии обнаружены пузыри, наполненные светлой жидкостью. Часть пузырей вскрыта. Местами видны участки плотного струпа.
1. Определите неотложное состояние.
2. Опишите действия фельдшера ФАПа.

9.2. Повар заводской столовой поскользнулся, опрокинул кастрюлю с кипятком на ноги. Тут же вызвали фельдшера здравпункта. Общее состояние пострадавшего удовлетворительное, АД 120/80 мм рт.ст., пульс 90 в минуту. Больной жалуется на жгучие боли в обеих ногах. Пострадавший был в шортах, без носков, на ногах шлепанцы с узкой перекладиной сверху. При осмотре: в области передних поверхностей обеих голеней обширные пузыри с прозрачным содержимым, такие же пузыри на тыльной стороне стоп, между пузырями небольшие участки гиперемированной кожи.
1. Сформулируйте и обоснуйте предварительный диагноз.
2. Расскажите о методах определения площади ожоговой поверхности и причинах развития ожоговой болезни.
3. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.
4. Составьте лечебную программу в условиях хирургического стационара.
5. Продемонстрируйте технику наложения бинтовой повязки на стопу.

9.3. В пищеблоке детского оздоровительного лагеря, в котором вы работаете фельдшером, на ваших глазах повар перевернул на себя термос с только что приготовленной кашей. Кричит от боли, беспокоен, возбужден, просит о помощи, на брюках от уровня коленных суставов до голеностопных и на коже стоп, кистей рук и левого предплечья прилипшая жидкая каша, на свободных участках кожа гиперемирована, отечна, отслоена в виде пузырей с прозрачной жидкостью.
1. Сформулируйте диагноз, предположительно определите глубину и площадь поражения.
2. Составьте и обоснуйте алгоритм оказания неотложной помощи пострадавшему.
3. Продемонстрируйте технику наложения повязки на кисть и предплечье применительно к данной ситуации.

9.4. В ФАП принесли девочку, 12 лет, которая случайно выпила раствор каустической соды. Мучается от острой боли в ротовой полости, глотке и за грудиной. Стонет. Отмечается слюнотечение из-за невозможности сделать хотя бы один глоток. На губах, языке, слизистых щек следы ожогов. Состояние тяжелое, бледная, пульс 100 в минуту, ритмичный, АД 90/70 мм рт.ст.
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Составьте и аргументируйте алгоритм неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику проведения туалета ротовой полости и введения назогастрального зонда.

9.5. Вы работаете фельдшером местного железнодорожного вокзала. В здравпункт доставлен постовым милиционером человек без определенного места жительства в состоянии средней степени алкогольного опьянения, который спал в привокзальном саду; температура воздуха на улице ниже 0 °С. При объективном осмотре доставленного: пальцы левой руки резко бледные, движения в пальцах отсутствуют, чувствительность не определяется. Через несколько минут кожа на пальцах стала синюшной, отечной и болезненной, с мраморным оттенком, в суставах пальцев появились движения, но не в полном объеме.
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза и методику их выявления.
3. Расскажите об объеме доврачебной помощи и направлении в соответствующее лечебное учреждение.
4. Составьте план диагностических и лечебных мероприятий в лечебном учреждении.
5. Продемонстрируйте наложение повязки "Перчатка".

9.6. Утром 25 января, следуя на работу на личном автомобиле, фельдшер заметил лежащего на обочине дороги человека. Подойдя к нему, он обнаружил слабую пульсацию на сонной артерии, едва заметное поверхностное дыхание, запах алкоголя изо рта. Пострадавший без сознания. Пальцы кистей, нос и ушные раковины бледные с синюшным оттенком. На ногах обувь не по сезону.
1. Определите неотложное состояние.
2. Опишите действия фельдшера в данной ситуации.