Современные требования здравоохранения поставили серьезные задачи по подготовке медицинских кадров. Начавшаяся перестройка высшего и среднего медицинского образования коснулась всех сторон, в том числе и проблемы методики обучения будущих специалистов. В процессе обучения акцент делается на самостоятельную деятельность студента. Решению этой задачи должны способствовать методические разработки, пособия и учебная литература. Учебник, в частности, должен содержать не только теоретические сведения, но и различные ситуационные практические задачи и вопросы.
Реабилитация включает различные аспекты — медицинский, физический, психологический, профессиональный и социально-экономический. Под физическим аспектом следует понимать систему, включающую все вопросы, относящиеся к применению физических факторов, средств лечебной физкультуры, интенсивных тренировок, элементов мануальной терапии и психокоррекции. Основное назначение реабилитационных мероприятий — всемерное повышение физической работоспособности больных, лимитированной при основном заболевании. Физическая работоспособность может возрастать и под влиянием только медикаментозного лечения. Разница заключается лишь в том, что, будучи узконаправленными по механизму специфического действия, медикаментозные средства действуют на одно-два звена в патогенетической цепи заболевания, в то время как средства восстановительного лечения оказывают более широкое воздействие не только, например, на сердечно-сосудистую систему, но и на органы дыхания, тканевое дыхание, свертывающую и противосвертывающую системы и т.д.
Пренебрежительное отношение к физическому аспекту в прошлом приводило к весьма неблагоприятным последствиям — затягиванию сроков постельного режима, стационарного лечения и временной нетрудоспособности больных. Значительная часть больных были не в состоянии в течение продолжительного времени вернуться к трудовой деятельности. У больных развивалась фобия активных движений, а также другие соматические расстройства, связанные с гиподинамией, что значительно ухудшало эффективность проводимой терапии.
В последние годы в нашей стране, как и во всем мире, неуклонно возрастает внимание к проблеме восстановительного лечения, или реабилитации. Широко проводятся исследования с участием ученых ряда стран по научному обоснованию принципов и разработке методов восстановительного лечения больных и инвалидов, по созданию доказательной базы его эффективности. Еще в период с 1941 по 1990 г. в исследованиях отечественных специалистов (В.Н. Мошков, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, М.В. Курелла, Г.Р. Ткачева, Л.Г. Столярова, С.И. Уварова-Якобсон, А.Ф. Каптелин, В.К. Добровольский, А.И. Журавлева, А.В. Чоговадзе и др.) была показана эффективность применения различных средств восстановительного лечения при нарушениях со стороны внутренних органов, заболеваниях и повреждениях нервной системы и локомоторного аппарата. В настоящее время уже не вызывает сомнения целесообразность раннего применения физических упражнений у больных с заболеваниями и повреждениями нервной системы. Экспериментальные работы свидетельствуют о том, что физическая активность (физические упражнения, активный двигательный режим и др.) способствует более быстрой реорганизации нервной системы и стимулирует восстановление утраченных функций (Carr J., Shepherd R., 2014). Активизацию пациентов, перенесших инсульт, следует проводить как можно раньше — уже в остром периоде. Стационарный этап лечения данных больных сейчас составляет 14 дней от начала заболевания.
Понятие сердечной реабилитации, или кардиореабилитации, уже успело прочно войти в практику врачей большинства стран мира. Однако этот подход к ведению пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями стал применяться в клинической практике не так давно. Еще в 30-х годах прошлого столетия пациентам, перенесшим, например, инфаркт миокарда (ИМ), предписывался строгий постельный режим в течение 6 нед, так как предполагалось, что снижение нагрузки на миокард способствует его восстановлению. Более того, перенесенный ИМ становился приговором на всю оставшуюся жизнь, пациентам не рекомендовали возвращение не только к трудовой, но даже и к обычной жизненной активности (Арутюнов Г.П., 2013). H.F. Hellerstein и A.B. Ford (1957) предложили включить в процесс реабилитации уже на госпитальном этапе постепенно возрастающие по интенсивности физические нагрузки. Стало понятно, что физические нагрузки у таких пациентов приводят к сокращению периода восстановления и снижению риска осложнений, таких как тромбоэмболия легочной артерии или сердечная недостаточность. В настоящее время кардиореабилитация рекомендована Европейским обществом кардиологов (ESC), Американской кардиологической ассоциацией (АНА), Американской коллегией кардиологов (АСС), Всероссийским научным обществом кардиологов (ВНОК) и Обществом специалистов по сердечной недостаточности (ОССН) РФ для лечения пациентов с коронарной болезнью сердца, после острого коронарного события и страдающих хронической сердечной недостаточностью [уровень доказательности 1 (Арутюнов Г.П., 2013)].
В издание учебника внесены дополнительные сведения, касающиеся новых методов диагностики и технологий восстановительного лечения больных с различными заболеваниями и повреждениями, возможности использования новых средств для восстановления нарушенных или компенсации утраченных функций.
Для лучшего усвоения учебного материала даны вопросы и задания, ограниченные рамками знаний и умений, необходимых будущему специалисту. Следует учитывать, что публикуемые вопросы и задания не исчерпывают всех возможных вариантов и служат лишь для выбора основной тактики действия.
В учебнике использован, помимо обширного отечественного и зарубежного материала, личный научно-практический опыт, приобретенный авторами за время многолетней работы по реабилитации больных и инвалидов, а также многолетний опыт преподавания данной дисциплины.
За критические замечания и пожелания, направленные на дальнейшее улучшение содержания учебника, авторы заранее приносят свою искреннюю благодарность.
В.А. Епифанов,
А.В. Епифанов