2.1. Соотношение понятий «возрастной криз» и «кризис психического здоровья»
В психологии возраст — многомерное понятие. Когда мы говорим о количестве времени от рождения до настоящего момента, мы имеем в виду хронологический возраст. Анализируя степень роста и созревания организма, мы думаем о биологическом возрасте. Под психологическим возрастом мы понимаем уровень развития психических функций и, наконец, социальный возраст — это способность к выполнению определенных социальных ролей и функций [147]. Ученые не сразу пришли к пониманию закономерностей развития человека. Долгое время считалось, что развитие есть не что иное, как реализация ранее заложенных задатков. И лишь позже выяснилось, что «развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях» [17]. Этот процесс описывает теория возрастных кризисов П.П. Блонского [11], Л.С. Выготского [17], Д.Б. Эльконина [111]. Анализируя ход онтогенеза психики ребенка, Л.С. Выготский выделяет два типа возрастных периодов: стабильные (литические) и критические. Он показывает, что в стабильные периоды «развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-то возрастного новообразования.
В периоды кризиса развитие ребенка принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер». Л.С. Выготский выделяет кризис новорожденности, кризис 1 года, 3 лет, 7 лет, 13 лет, 17 лет. В настоящее время подростковый кризис относят к 11–12 годам (Д.Б. Эльконин назвал его предподростковым кризисом), юношеский — к 14–15 годам (кризис ранней юности). К свойствам этих кризовых периодов относятся неотчетливость границ, трудновоспитуемость, конфликтность, негативный характер развития. Последнее положение является наиболее не проясненным. В кризисной точке, по словам Л.С. Выготского, «…развитие, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Прогрессивное развитие личности ребенка, непрерывное построение нового, которое так отчетливо выступало во всех стабильных возрастах, в периоды кризиса как бы затухает, временно приостанавливается. На первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени и отличало ребенка данного возраста. Ребенок в критические периоды не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Наступление этих возрастов не отличается появлением новых интересов ребенка, новых стремлений, новых видов деятельности, новых форм внутренней жизни.
Ребенок, вступающий в периоды кризиса, скорее, характеризуется обратными чертами: он теряет интересы, вчера еще направляющие всю его деятельность, которая поглощала бо́льшую часть его времени и внимания, а теперь как бы замирает; прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают». Л.Н. Толстой образно и точно назвал один из таких критических периодов детского развития «пустыней отрочества». В кризисные периоды у маленьких детей происходит и приостановка речевого развития. Уже с момента рождения у новорожденного возникают крик и плач, в 2–3 мес — гуление, в 5–6 мес — лепетная речь. Бывает, что после года происходит темповая задержка речевого развития — это временная остановка развития речи у ребенка по сравнению со сверстниками. Она, конечно, может быть обусловлена и физическими вредностями, но очень часто и гетерохронией развития. Никем не доказанная обусловленность речевой задержки плохим акушерским анамнезом влечет диагноз органического поражения головного мозга с расстройством речи. Зачастую присущие возрастному кризису проявления воспринимаются как патологические. Таким образом, в отечественной психологии остаются актуальными два подхода к сущности возрастных кризисов: кризисы как неудавшиеся переходы к новому возрасту и кризисы как необходимые этапы возрастного развития [21].