только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 3 / 16
Страница 1 / 2

Тема 1. Организация обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи

Цели занятия

Знать:

  • содержание профессиональных компетенций обучающихся по оказанию первой помощи пострадавшим;
  • перечень требований к процессу обучения и уровневых компонентов формирования знаний и умений оказания первой помощи пострадавшим.

Уметь:

  • разрабатывать планы и дидактический материал занятий с обучающимися в части содержания профессиональных компетенций по оказанию первой помощи пострадавшим.

Задания для самостоятельной работы

1. Составить план занятия с обучающимися на тему «Организация обучения навыкам оказания первой помощи».

2. Разработать презентацию по теме занятия.

Организация обучения педагогических работников правилам и приемам оказания первой помощи должна базироваться на едином идеологическом и методологическом подходе с использованием стандартных программ обучения. Занятия должны проводиться в специально оборудованных помещениях — кабинетах для обучения навыкам оказания первой помощи, оснащенных комплектами тренажеров, средствами и материалами для отработки практических навыков по оказанию первой помощи потерпевшему (взрослому и ребенку).

Продолжительность освоения курса должна составлять не менее 16 ч. По окончании подготовки обучающемуся выдается удостоверение о повышении квалификации. Квалификационные навыки оказания первой помощи формируются на основе профессиональных компетенций обучающихся, подлежащих совершенствованию в результате освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Обучение педагогических работников правилам и приемам оказания первой помощи» (Приложение 1).

У обучающегося формируются следующие компетенции:

  • компетенция К-1 — способность выявлять состояния, при которых оказывается первая помощь;
  • компетенция К-2 — способность выполнять мероприятия по оказанию первой помощи.

Для формирования компетенции К-1 обучающиеся должны знать:

  • общие положения, касающиеся первой помощи, и основные понятия, ее определяющие, в том числе права и обязанности лиц, оказывающих первую помощь;
  • организационно-правовые аспекты оказания первой помощи;
  • состояния, при которых оказывается первая помощь, ее основные мероприятия;
  • общую последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших;
  • внешние факторы, создающие опасность при оказании первой помощи;
  • признаки отсутствия сознания и дыхания;
  • признаки острой непроходимости дыхательных путей;
  • правила проведения обзорного осмотра и признаки наружных кровотечений;
  • правила проведения подробного осмотра пострадавшего на наличие травм и повреждений;
  • признаки ожогов и других последствий воздействия высоких температур;
  • признаки отморожений и других последствий воздействия низких температур;
  • признаки острых отравлений.

Для формирования компетенции К-1 обучающиеся должны уметь:

  • определять угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;
  • определять угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего и окружающих;
  • оценивать количество пострадавших;
  • определять наличие сознания у пострадавшего;
  • определять наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
  • определять наличие кровообращения, проверять наличие пульса на магистральных артериях;
  • проводить обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;
  • определять признаки кровопотери;
  • проводить подробный осмотр головы, шеи, груди, спины, живота, таза, конечностей и опрос пострадавшего.

Для формирования компетенции К-2 обучающиеся должны знать:

  • способы перемещения пострадавших;
  • порядок вызова скорой медицинской помощи;
  • правила оказания первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, правила проведения сердечно-легочной реанимации;
  • правила оказания первой помощи при инородных телах верхних дыхательных путей;
  • правила оказания первой помощи при травмах различных областей тела;
  • правила транспортной иммобилизации;
  • правила оказания первой помощи при ожогах и других эффектах воздействия высоких температур;
  • правила оказания первой помощи при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур;
  • правила оказания первой помощи при острых отравлениях.

Для формирования компетенции К-2 обучающиеся должны уметь:

  • устранять угрожающие факторы для жизни и здоровья;
  • прекращать действие повреждающих факторов на пострадавшего;
  • извлекать пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест;
  • применять различные способы перемещения пострадавших одним, двумя или более участниками оказания первой помощи;
  • вызывать скорую медицинскую помощь, другие оперативные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом;
  • использовать штатные (аптечки первой помощи) и подручные средства оказания первой помощи;
  • обеспечивать проходимость верхних дыхательных путей путем запрокидывания головы с подъемом подбородка;
  • осуществлять давление руками на грудину пострадавшего;
  • проводить искусственное дыхание методами «рот ко рту», «рот к носу» или с использованием устройства для искусственного дыхания;
  • обеспечивать профилактику непроходимости верхних дыхательных путей приданием пострадавшему устойчивого бокового положения;
  • проводить удаление инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего;
  • владеть приемами временной остановки наружного кровотечения путем пальцевого прижатия артерии, наложения табельного или импровизированного кровоостанавливающего жгута, максимального сгибания конечности в суставе, прямого давления на рану, наложения давящей повязки;
  • оказывать первую помощь при ранениях различной локализации;
  • накладывать повязки на различные участки тела;
  • накладывать окклюзионную (герметизирующую) повязку на рану груди;
  • проводить иммобилизацию конечностей при травмах путем аутоиммобилизации (фиксация поврежденной нижней конечности к здоровой, верхней — к туловищу), с помощью подручных средств, с использованием табельных средств иммобилизации;
  • фиксировать шейный отдел позвоночника (руками, подручными средствами, с использованием медицинских изделий);
  • прекращать воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаления их с поврежденной поверхности, промывания поврежденной поверхности проточной водой);
  • применять местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;
  • применять термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур;
  • придавать пострадавшему оптимальное положение тела;
  • контролировать состояние пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение);
  • оказывать психологическую поддержку пострадавшему;
  • передавать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим оперативным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация