только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 16 / 16
Страница 1 / 3

Приложение. Примерная образовательная программа дополнительного профессионального образования «Обучение педагогических работников правилам и приемам оказания первой помощи»

Образовательная программа (ОП) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее ФГОС ВО) по специальности 31.08.48 «Скорая медицинская помощь», утвержденным приказом Минобрнауки России от 25.08.2014 г. № 1091.

Рабочая программа (рабочий учебный план) дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации (далее — учебный план) для педагогических работников подготовлена сотрудниками кафедры скорой медицинской помощи и хирургии повреждений ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России (ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова).

1. Актуальность и основание разработки программы.

В соответствии с действующим законодательством педагогические работники обязаны владеть навыками и приемами оказания первой помощи. Первая помощь — система мероприятий, которые должны быть реализованы до начала оказания медицинской помощи, предназначенных для предотвращения жизнеугрожающих состояний непосредственно после их возникновения. В связи с этим педагогические работники всех категорий должны обладать необходимыми знаниями и приемами оказания первой помощи.

2. Цель.

Цель настоящей программы — формирование у обучающихся следую­щих ключевых компетенций:

  • способности выявлять состояния, при которых оказывается первая помощь;
  • способности выполнять мероприятия по оказанию первой помощи.

3. Общие положения.

В ходе занятий до обучающихся доводятся сведения о роли мероприятий первой помощи в системе оказания медицинской помощи больным и пострадавшим при состояниях, угрожающих жизни. Даются определения понятий «золотой час» и «платиновые десять минут». Даются комментарии по законодательной базе, определяющей правила оказания первой помощи, подробно описываются и отрабатываются на практике приемы оказания первой помощи при жизнеугрожающих состояниях.

Категория обучающихся: педагогические работники образовательных организаций всех уровней.

Объем программы: 16 академических часов трудоемкости, в том числе 8 аудиторных часов трудоемкости (очное) и 8 ч — дистанционное обу­чение (заочное).

Тип обучения: непрерывное образование (очно-заочное).

Основа обучения:

  • бюджетная;
  • договорная.

Форма обучения, режим и продолжительность занятий

График/форма обучения Количество Общая продолжительность, дни
аудиторных часов дней раз
в неделю
С отрывом от работы (очная) 8 2 2 2
Без отрыва от работы (заочная) 8 2 2 2
Итого 16 4 4 4

Документ, выдаваемый после завершения обучения, — удостоверение о повышении квалификации.

4. Планируемые результаты обучения.

4.1. Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного освоения программы.

Программа предназначена для обучения правилам и приемам оказания первой помощи преподавателей (профессорско-преподавательский состав) образовательных организаций.

4.2. Характеристика профессиональных компетенций, подлежащих совершенствованию в результате освоения обучающимися дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Обучение педагогических работников правилам и приемам оказания первой помощи».

У обучающегося совершенствуются следующие знания и умения:

  • способность выявлять состояния, при которых оказывается первая помощь (К-1);
  • способность выполнять мероприятия по оказанию первой помощи (К-2).

Для формирования компетенции К-1 обучающиеся должны знать:

  • общие положения, касающиеся первой помощи, и основные понятия, ее определяющие, в том числе права и обязанности по оказанию первой помощи;
  • организационно-правовые аспекты оказания первой помощи;
  • состояния, при которых оказывается первая помощь, ее основные мероприятия;
  • общую последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших;
  • внешние факторы, создающие опасности при оказании первой помощи;
  • признаки отсутствия сознания и дыхания;
  • признаки острой непроходимости дыхательных путей;
  • правила проведения обзорного осмотра и признаки наружных кровотечений;
  • правила проведения подробного осмотра пострадавшего на наличие травм и повреждений;
  • признаки ожогов и других эффектов воздействия высоких температур;
  • признаки отморожений и других эффектов воздействия низких температур;
  • признаки отравлений.

Для формирования компетенции К-1 обучающиеся должны уметь:

  • определять угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;
  • определять угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего и окружающих;
  • оценивать количество пострадавших;
  • определять наличие сознания у пострадавшего;
  • определять наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
  • определять наличие кровообращения, проверять наличие пульса на магистральных артериях;
  • проводить обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;
  • определять признаки кровопотери;
  • проводить подробный осмотр и опрос пострадавшего: головы, шеи, груди, спины, живота и таза, конечностей.

Для формирования компетенции К-2 обучающиеся должны знать:

  • способы перемещения пострадавшего;
  • порядок вызова скорой медицинской помощи;
  • правила оказания первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, правила проведения сердечно-легочной реанимации;
  • правила оказания первой помощи при инородных телах верхних дыхательных путей;
  • правила оказания первой помощи при травмах различных областей тела;
  • правила транспортной иммобилизации;
  • правила оказания первой помощи при ожогах и других эффектах воздействия высоких температур;
  • правила оказания первой помощи при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур;
  • правила оказания первой помощи при отравлениях.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация