Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 6 / 18
Страница 1 / 11

Глава 2. Медико-биологические аспекты отбора и ориентации в спорте. Ранняя специализация

2.1. Медико-биологические аспекты отбора и ориентации в спорте

Устойчивый интерес к занятиям спортом у детей и подростков в значительной степени определяется правильностью выбора спортивной специализации, что, в свою очередь, зависит от соответствия индивидуальных особенностей специфики вида спорта. Выбрать для каждого подростка вид спортивной деятельности — задача спортивной ориентации, отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта, — задача спортивного отбора (Шварц В.Б., Хрущев С.В.).

  • Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.
  • Спортивный отбор — это система организационно-методических мероприятий, включающих тренерские, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации в определенном виде спорта.

Спортивный отбор исходит из требований определенного вида спорта, с учетом которых осуществляется отбор наиболее способных для него людей.

Спортивный отбор и ориентация входят в систему многолетней подготовки спортсменов и состоят из трех (четырех) уровней (табл. 2.1).

Первый уровень — начальный отбор для выявления лиц, обладающих потенциальными способностями к успешному овладению конкретными видами спорта, проводится в три этапа:

  • мероприятия, выявляющие интерес ребенка к занятиям спортом;
  • тестирование и наблюдение для определения способностей детей к данному виду спорта;
  • наблюдение в процессе тренировочного процесса с целью установления темпов освоения тренировочного плана.

Таблица 2.1. Система отбора в спортивную школу (по Филину В.П.)

Этап отбора Основные задачи Основные методы
1 Предварительный отбор детей в спортивную школу Педагогическое наблюдение. Контрольные испытания. Смотры-конкурсы по видам спорта. Социологические исследования. Медицинское обследование
2 Углубленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта. Зачисление детей и подростков в спортивную школу Педагогическое наблюдение. Контрольные испытания. Соревнования и контрольные прикидки. Психологические исследования. Медико-биологические исследования
3 Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной и спортивной специализации (этап спортивной ориентации)

В процессе первичного отбора необходимо использовать простые тесты по физической подготовке, которые позволяют оценить уровень двигательных способностей ребенка. Также большое значение имеет учет психологических качеств начинающих спортсменов. Данные, полученные на данном этапе, следует использовать как ориентировочные.

Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных спорт­сменов, обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностям к определенной специализации (игровой функции) и т.д.

Третий уровень — отбор для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации.

Четвертый уровень — осуществляется анализ информации о тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена.

На втором, третьем и четвертом уровнях отбора учитываются не только морфофункциональные признаки и уровень физической и психической подготовленности, но и уровень технико-тактического мастерства, функциональные возможности организма спортсмена, способность к восстановлению после выполнения больших тренировочных нагрузок.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы выявить у ребенка способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня развития физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальных тренировок. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности человека к обучению в спортивной деятельности.

Проблема отбора должна рассматриваться не только с позиций биологии, медицины и психологии, но и с позиций педагогики. «Отбор — это система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследований, с помощью которых можно выявить задатки и способности детей, подростков и юношей, необходимые для специализации в определенном виде спорта» (Филин В.П.).

К критериям отбора относятся качественно-количественные характеристики специальных возможностей.

  • Педагогические (тренерские) критерии спортивного отбора:
    • уровень развития физических качеств;
    • уровень технико-тактической подготовленности;
    • уровень спортивно-технического мастерства;
    • темп роста спортивных достижений;
    • координационные возможности;
    • способность юных спортсменов к эффективному решению двигательных задач в условиях напряженной борьбы.
  • Медико-биологические критерии спортивного отбора:
    • состояние здоровья;
    • биологический возраст;
    • морфофункциональные признаки;
    • состояние функциональных и сенсорных систем организма;
    • индивидуальные особенности высшей нервной деятельности.
  • Психологические критерии спортивного отбора:
    • особенности темперамента;
    • особенности характера;
    • степень развития волевых качеств.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация