только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 6
Страница 1 / 56

Часть I. Общая патофизиология

Модуль 1. Предмет, задачи и методы патофизиологии. Основные понятия общей нозологии

П.Ф. Литвицкий

Цель модуля

Сформировать умение характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины и научной специальности; определять основные категории и понятия общей нозологии; использовать эти категории и понятия при патофизиологическом анализе данных о типовых патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях.

Содержание модуля

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки

А. Тестовый контроль. Решение ситуационных задач.

Б. Собеседование и дискуссия по вопросам:

  1. Предмет, задачи, методы и структура патофизиологии как учебной дисциплины и научной специальности.
  2. Основные понятия и категории общей нозологии: здоровье, болезнь, патогенный фактор, причины и условия возникновения патологического процесса или болезни, патогенез и саногенез, танатогенез, типовой патологический процесс, типовая форма патологии, патологическое состояние, патологическая реакция.
  3. Моделирование: основной метод патофизиологии.
  4. Значение и возможности моделирования различных форм патологии человека и их экспериментальной терапии.
  5. Ограничения экспериментального и других методов моделирования в медицине и пути их преодоления.

2. Выполнение обучающих заданий

Задача 1

Проведение патофизиологического анализа экспериментальных данных с целью обучиться умению характеризовать понятия общей нозо­логии: "этиология", "условие, способствующее реализации эффекта причинного фактора" (фактор риска), "условие, препятствующее реали­зации эффекта причинного фактора".

Опыт А. Лабораторное животное (мышь, крыса) помещено в небольшую барокамеру. В течение 2-3 мин из нее откачивают воздух, понижая в ней атмосферное давление примерно до 23 кПа. Через 0,5-1 мин пребывания в разреженной атмосфере животное проявляет признаки беспокойства: перебирает лапками, почесывает мордочку, бегает по барокамере; еще через 2-3 мин развиваются клонико-тонические судороги, мочеиспускание, животное лежит на боку, видны редкие дыхательные движения грудной клетки и брюшной стенки (признаки терминального дыхания "гаспинг"). Вскоре происходит полная остановка дыхания, животное погибает. Продолжительность жизни животного в разреженной атмосфере составляет в среднем 3 мин.

Вопросы

  1. Действию каких патогенных факторов подверглось животное в данном эксперименте?
  2. Какой из указанных вами патогенных факторов мог быть причиной развившегося патологического процесса и гибели животного?
  3. Каким образом можно экспериментально проверить высказанное вами допущение?

Варианты ответов

  1. Животное подверглось воздействию общей гипобарии и снижению парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе.
  2. Причиной гибели животного мог быть либо недостаток в нем кислорода, либо общая гипобария.
  3. Нужно создать экспериментальные модели, в которых указанные факторы оказывают раздельное воздействие на животное.

Опыт Б. Из барокамеры откачивают воздух до давления 4 кПа, после чего заполняют барокамеру чистым кислородом до нормального атмо­сферного давления. Приоткрыв дверцу барокамеры, помещают туда экспериментальное животное и немедленно вновь герметизируют камеру. В дальнейшем поступают так же, как и в опыте А, понижая атмосферное давление в камере примерно до 23 кПа при нормальном парциальном давлении кислорода в воздухе. Наблюдают за состоянием животного. Вначале у него возникает ориентировочная реакция; затем животное успокаивается. Каких-либо патологических явлений у него не развивается. Через 10 мин опыт прекращают и извлекают животное из камеры. Констатируют его поведение и состояние.

Вопрос

Какие выводы можно сделать на основании результатов этого эксперимента, позволяющие ответить на вопрос № 2 предыдущего опыта: "Какой из указанных вами патогенных факторов мог быть причиной развившегося патологического процесса и гибели животного?"

Вариант ответа

Гипобария при нормальном парциальном давлении кислорода во вдыхаемом воздухе не приводит к патогенным изменениям и гибели животного, как в предыдущем эксперименте. Можно предположить, что основ­ным повреждающим фактором является недостаток кислорода или совместное его действие с общей гипобарией.

Опыт В. Барокамеру заполняют газовой смесью, состоящей из 95% азота и 5% кислорода (парциальное давление кислорода в такой смеси равно примерно 5 кПа) при нормальном атмосферном давлении. Поме­щают туда экспериментальное животное и продолжают пропускать струю указанной газовой смеси. Через 8 мин у животного развиваются судороги, остановка дыхания и оно погибает.

Учитывая результаты всех указанных выше экспериментов, дайте аргументированные ответы на приведенные ниже вопросы.

Вопросы

  1. Что является причиной гибели животного?
  2. Какую роль в этом играет гипобария (понижение атмосферного давления)? Каким патофизиологическим термином обозначают подобные факторы?

Варианты ответов

  1. Причиной гибели животного является острая экзогенная нормобарическая гипоксия.
  2. Гипобария в подобных случаях (в опытах А и Б) является условием, усугубляющим действие причины (фактором риска).

Опыт Г. Эксперимент проводится на 3 животных (мышь, крыса). Живот­ное № 1 подвергают умеренной физической нагрузке (плавание в аквариуме, температура воды около 30 °С). Через 5 мин в тот же аквариум (для контроля нахождения в воде аквариума) помещают животное № 2. Спустя 5 с обоих животных извлекают из воды, помещают в барокамеру вместе с животным № 3 (интактным) и откачивают из барокамеры воздух аналогично опыту А, понижая в ней атмосферное давление примерно до 23 кПа. Интактное животное (мышь) погибает через 3-4 мин, животное № 2, находившееся в аквариуме 5 с, спустя 5-6 мин, животное № 1 выдерживает пребывание в разреженной атмосфере барокамеры в течение 15 мин или более, после чего опыт прекращают, и извлеченное из барокамеры животное остается живым.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация