Модуль 1. Предмет, задачи и методы патофизиологии. Основные понятия общей нозологии
П.Ф. Литвицкий
Цель модуля
Сформировать умение характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины и научной специальности; определять основные категории и понятия общей нозологии; использовать эти категории и понятия при патофизиологическом анализе данных о типовых патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях.
Содержание модуля
1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки
А. Тестовый контроль. Решение ситуационных задач.
Б. Собеседование и дискуссия по вопросам:
- Предмет, задачи, методы и структура патофизиологии как учебной дисциплины и научной специальности.
- Основные понятия и категории общей нозологии: здоровье, болезнь, патогенный фактор, причины и условия возникновения патологического процесса или болезни, патогенез и саногенез, танатогенез, типовой патологический процесс, типовая форма патологии, патологическое состояние, патологическая реакция.
- Моделирование: основной метод патофизиологии.
- Значение и возможности моделирования различных форм патологии человека и их экспериментальной терапии.
- Ограничения экспериментального и других методов моделирования в медицине и пути их преодоления.
2. Выполнение обучающих заданий
Задача 1
Проведение патофизиологического анализа экспериментальных данных с целью обучиться умению характеризовать понятия общей нозологии: "этиология", "условие, способствующее реализации эффекта причинного фактора" (фактор риска), "условие, препятствующее реализации эффекта причинного фактора".
Опыт А. Лабораторное животное (мышь, крыса) помещено в небольшую барокамеру. В течение 2-3 мин из нее откачивают воздух, понижая в ней атмосферное давление примерно до 23 кПа. Через 0,5-1 мин пребывания в разреженной атмосфере животное проявляет признаки беспокойства: перебирает лапками, почесывает мордочку, бегает по барокамере; еще через 2-3 мин развиваются клонико-тонические судороги, мочеиспускание, животное лежит на боку, видны редкие дыхательные движения грудной клетки и брюшной стенки (признаки терминального дыхания "гаспинг"). Вскоре происходит полная остановка дыхания, животное погибает. Продолжительность жизни животного в разреженной атмосфере составляет в среднем 3 мин.
Вопросы
- Действию каких патогенных факторов подверглось животное в данном эксперименте?
- Какой из указанных вами патогенных факторов мог быть причиной развившегося патологического процесса и гибели животного?
- Каким образом можно экспериментально проверить высказанное вами допущение?
Варианты ответов
- Животное подверглось воздействию общей гипобарии и снижению парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе.
- Причиной гибели животного мог быть либо недостаток в нем кислорода, либо общая гипобария.
- Нужно создать экспериментальные модели, в которых указанные факторы оказывают раздельное воздействие на животное.
Опыт Б. Из барокамеры откачивают воздух до давления 4 кПа, после чего заполняют барокамеру чистым кислородом до нормального атмосферного давления. Приоткрыв дверцу барокамеры, помещают туда экспериментальное животное и немедленно вновь герметизируют камеру. В дальнейшем поступают так же, как и в опыте А, понижая атмосферное давление в камере примерно до 23 кПа при нормальном парциальном давлении кислорода в воздухе. Наблюдают за состоянием животного. Вначале у него возникает ориентировочная реакция; затем животное успокаивается. Каких-либо патологических явлений у него не развивается. Через 10 мин опыт прекращают и извлекают животное из камеры. Констатируют его поведение и состояние.
Вопрос
Какие выводы можно сделать на основании результатов этого эксперимента, позволяющие ответить на вопрос № 2 предыдущего опыта: "Какой из указанных вами патогенных факторов мог быть причиной развившегося патологического процесса и гибели животного?"
Вариант ответа
Гипобария при нормальном парциальном давлении кислорода во вдыхаемом воздухе не приводит к патогенным изменениям и гибели животного, как в предыдущем эксперименте. Можно предположить, что основным повреждающим фактором является недостаток кислорода или совместное его действие с общей гипобарией.
Опыт В. Барокамеру заполняют газовой смесью, состоящей из 95% азота и 5% кислорода (парциальное давление кислорода в такой смеси равно примерно 5 кПа) при нормальном атмосферном давлении. Помещают туда экспериментальное животное и продолжают пропускать струю указанной газовой смеси. Через 8 мин у животного развиваются судороги, остановка дыхания и оно погибает.
Учитывая результаты всех указанных выше экспериментов, дайте аргументированные ответы на приведенные ниже вопросы.
Вопросы
- Что является причиной гибели животного?
- Какую роль в этом играет гипобария (понижение атмосферного давления)? Каким патофизиологическим термином обозначают подобные факторы?
Варианты ответов
- Причиной гибели животного является острая экзогенная нормобарическая гипоксия.
- Гипобария в подобных случаях (в опытах А и Б) является условием, усугубляющим действие причины (фактором риска).
Опыт Г. Эксперимент проводится на 3 животных (мышь, крыса). Животное № 1 подвергают умеренной физической нагрузке (плавание в аквариуме, температура воды около 30 °С). Через 5 мин в тот же аквариум (для контроля нахождения в воде аквариума) помещают животное № 2. Спустя 5 с обоих животных извлекают из воды, помещают в барокамеру вместе с животным № 3 (интактным) и откачивают из барокамеры воздух аналогично опыту А, понижая в ней атмосферное давление примерно до 23 кПа. Интактное животное (мышь) погибает через 3-4 мин, животное № 2, находившееся в аквариуме 5 с, спустя 5-6 мин, животное № 1 выдерживает пребывание в разреженной атмосфере барокамеры в течение 15 мин или более, после чего опыт прекращают, и извлеченное из барокамеры животное остается живым.