4.1. Общие положения
Думова Н.Б.
Функциональные заболевания ЖКТ (или расстройства взаимодействия «мозг–кишка») — это нарушение функции какого-либо органа ЖКТ, причины которого лежат вне пораженного органа и связаны с изменением его регуляции. Согласно новому согласительному документу («Римским критериям IV»), принятому в мае 2016 г. Международной рабочей группой по разработке критериев функциональных расстройств, функциональные заболевания — это те состояния, при которых имеющиеся гастроинтестинальные симптомы после адекватного медицинского обследования не могут быть отнесены к другому патологическому состоянию.
Синонимы
Функциональные расстройства, ФН.
Эпидемиология
Функциональные заболевания играют важную роль в структуре патологии ЖКТ у детей разных возрастных групп и в целом часто наблюдаются в педиатрической практике. Считается, что признаки функциональных заболеваний (суммарно) имеются примерно у 25% населения, при этом за медицинской помощью обращаются лишь 20–50% больных, в связи с чем истинную распространенность патологии установить затруднительно. Функциональные заболевания кишечника — вторая после респираторных вирусных инфекций причина временной нетрудоспособности и пропуска школьных занятий, снижения качества жизни. Несмотря на то что за медицинской помощью обращается не более 10% больных с СРК, у 40–70% пациентов, обследуемых в связи с гастроэнтерологическими проблемами, выявляют СРК. Распространенность диспепсических жалоб среди населения, по данным разных источников, составляет от 10 до 54%, при этом органические причины верифицируются лишь в 1/3 случаев. Функциональные расстройства билиарного тракта (ФРБТ) наблюдаются у 25–50% детей, обследованных гастроэнтерологом.
Классификация
Согласно «Римским критериям IV» принята классификация функциональных расстройств у детей, поделенная на 2 раздела.
- G. Функциональные расстройства у новорожденных и детей раннего возраста (0–3 года).
- G1. Младенческая регургитация.
- G2. Синдром младенческой руминации.
- G3. Синдром циклической рвоты.
- G4. Младенческая колика.
- G5. Функциональная диарея.
- G6. Младенческая дисхезия.
- G7. Функциональный запор.
- H1. Функциональные расстройства, проявляющиеся тошнотой и рвотой.
- H1а. Синдром циклической рвоты.
- H1b. Функциональная тошнота и функциональная рвота.
- H1с. Синдром руминации.
- Н1d. Аэрофагия.
- H2. Функциональные расстройства, проявляющиеся синдромом абдоминальной боли.
- H2а. Функциональная диспепсия (ФД).
- H2b. СРК.
- H2с. Абдоминальная мигрень.
- H2d. Функциональная абдоминальная боль, без дополнительных уточнений (FAP-NOS).
- H3. Функциональные расстройства дефекации.
- H3а. Функциональный запор.
- H3b. Неретенционная анальная инконтиненция (не связанная с запорами).
Кроме того, в соответствии с тем же документом выделен раздел E.
- E. ФН ЖП и сфинктера Одди (СО).
- E1. Функциональное расстройство ЖП.
- E2. Дисфункция сфинктера Одди (ДСО) по билиарному типу.
- Е3. ДСО по панкреатическому типу.
Этиология
Причины ФН — это расстройства регуляции органа, связанные с внеорганными (психоэмоциональными, стрессорными, эндокринными и др.) факторами. Изменения регуляции могут быть обусловлены вегетативной дисфункцией и наблюдаются в структуре нейроциркуляторных дистоний. В качестве триггерных факторов развития ФН рассматривают психологический дистресс, пищевую интолерантность (употребление индивидуально непереносимого продукта), перенесенную острую кишечную инфекцию (особенно для формирования ФН кишечника), эндокринный дисбаланс. Как факторы риска формирования ФН ЖКТ у детей можно выделить: психогенные (эмоциональное перенапряжение, психические травмы и другие варианты хронического стресса, нарушение ритма и режима питания, физические и психические перегрузки); нейрогенные (резидуально-органическую патологию ЦНС, неврологические нарушения на сегментарном уровне); эндокринные; токсические (употребление алкоголя, курение); органические заболевания других отделов ЖКТ; паразитарную инвазию; пищевую аллергию. ФН у детей раннего возраста сопряжены с особенностями развития и созревания. Это возрастно-специфические особенности созревания, которые возникают вследствие недостаточной адаптации организма ребенка в ответ на внешние и внутренние стимулы. Среди причин частого развития ФН у детей раннего возраста — анатомическая и функциональная незрелость, в том числе незрелость ферментной системы и несформированность микробиоценоза, незрелость нейрогуморальной регуляции ЖКТ, дискоординация работы внутренних органов и регуляторных систем, аффективное поведение и невротические реакции (особенно у детей старше 1 года). Доказана значимость генетической предрасположенности к развитию ФН, личностных особенностей реагирования, дефектов воспитания в семье (гипер- или гипоопеки).
Патогенез
Несмотря на то что у каждой из групп ФН имеются свои особенности формирования, для всех вариантов функциональной патологии характерна общность патогенетических механизмов, в наибольшей степени изученных в отношении СРК. Основой патогенеза ФН является нарушение функционирования энтероцеребральных связей (так называемой оси «кишка–мозг»), возникающее чаще у индивидуумов с генетически детерминированными особенностями регуляторных механизмов под воздействием какого-либо травматического психосоциального фактора.