Возраст ребенка - один из важнейших факторов, определяющих его жизнеспособность, приспособительные возможности, выживаемость и повреждаемость при воздействии на него всего многообразия окружающей среды. Возможности сохранения здоровья менее выражены у детей в периоде новорожденности, возрасте грудном и подростковом.
Периодизация детского возраста (Гундобин Н.П.).
• Внутриутробный этап.
— Фаза эмбрионального развития (до 2-3 мес).
— Фаза плацентарного развития (от 3 мес до рождения).
• Внеутробный этап.
— Период новорожденности (от 0 до 3-4 нед):
✧ ранний неонатальный период (от 0 до 7 дней);
✧ поздний неонатальный период (от 7 до 28 дней).
— Период грудного возраста (от 3-4 нед до 12 мес).
— Преддошкольный период (от 12 мес до 3 лет).
— Дошкольный период (от 3 до 6-7 лет).
— Μладший школьный период (с 6-7 до 11 лет).
— Старший школьный период (с 12 до 17-18 лет).
На протяжении жизни имеются периоды интенсивного избирательного роста и развития отдельных функциональных систем. Такие периоды жизни называют критическими. Они отражают максимально неустойчивое состояние организма и повышенную восприимчивость к средовым факторам. При действии позитивных внешнесредовых факторов происходит быстрая стимуляция развития ребенка. Влияние неблагоприятных факторов приводит к срыву приспособительных реакций и возникновению патологических состояний. Главные составляющие по значимости возможных негативных последствий течения критических периодов в развитии ребенка:
• первые 3 мес гестации;
• переход от внутри- к внеутробному существованию;
• первый год жизни;
• период полового созревания.