только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 5 / 10
Страница 1 / 166

Глава 3. Формирование здоровья детей в различные периоды детства

Возраст ребенка - один из важнейших факторов, определяющих его жизнеспособность, приспособительные возможности, выживаемость и повреждаемость при воздействии на него всего многообразия окружающей среды. Возможности сохранения здоровья менее выражены у детей в периоде новорожденности, возрасте грудном и подростковом.

Периодизация детского возраста (Гундобин Н.П.).

•  Внутриутробный этап.

 —   Фаза эмбрионального развития (до 2-3 мес).

 —   Фаза плацентарного развития (от 3 мес до рождения).

•  Внеутробный этап.

 —   Период новорожденности (от 0 до 3-4 нед):

   ✧ ранний неонатальный период (от 0 до 7 дней);

   ✧ поздний неонатальный период (от 7 до 28 дней).

 —   Период грудного возраста (от 3-4 нед до 12 мес).

 —   Преддошкольный период (от 12 мес до 3 лет).

 —   Дошкольный период (от 3 до 6-7 лет).

 —   Μладший школьный период (с 6-7 до 11 лет).

 —   Старший школьный период (с 12 до 17-18 лет).

На протяжении жизни имеются периоды интенсивного избирательного роста и развития отдельных функциональных систем. Такие периоды жизни называют критическими. Они отражают максимально неустойчивое состояние организма и повышенную восприимчивость к средовым факторам. При действии позитивных внешнесредовых факторов происходит быстрая стимуляция развития ребенка. Влияние неблагоприятных факторов приводит к срыву приспособительных реакций и возникновению патологических состояний. Главные составляющие по значимости возможных негативных последствий течения критических периодов в развитии ребенка:

•  первые 3 мес гестации;

•  переход от внутри- к внеутробному существованию;

•  первый год жизни;

•  период полового созревания.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация