Мотивация. Раннее выявление патологии глаз значительно повышает эффективность лечения, благоприятно влияет на прогноз, поэтому врачи всех специальностей должны владеть основными методиками осмотра органа зрения.
Оснащение занятия. Зеркальный офтальмоскоп, ручной электрический офтальмоскоп, гониоскопы, тонометры, экзофтальмометр, алгезиметры, кератометр, измерительные линейки, щелевая лампа, эхоофтальмограф.
Основные задачи занятия. Освоить методы исследования переднего отдела глаза с помощью бокового освещения, комбинированного метода, биомикроскопии; изучить прозрачные среды глаза с помощью осмотра в проходящем свете; исследовать глазное дно методом обратной и прямой офтальмоскопии; овладеть методами исследования внутриглазного давления, передней камеры, размеров глазного яблока.
Порядок проведения занятия. Студенты друг у друга и у пациентов осматривают глаз и его придатки при естественном освещении. Затем переходят к более детальному осмотру методом бокового и комбинированного освещения. Преломляющие среды глаза осматривают в проходящем свете. Глазное дно исследуют методом офтальмоскопии. Далее студенты знакомятся с более сложными методами исследования: биомикроскопией, тонометрией и тонографией, эхобиометрией, экзоф-тальмометрией.
Домашнее задание к занятию «Методы исследования органа зрения»
► Какие методы исследования позволяют оценить состояние сетчатки?
► Какие методы исследования позволяют оценить состояние сетчатки при непрозрачных оптических средах?
► Перечислите методы исследования слезоотводящих путей.
► Какие методики позволят оценить состояние хрусталика?
Студент должен знать: последовательность исследования органа зрения, принципы исследования проходимости слезных путей, принципы офтальмоскопии, биомикроскопии, тонометрии, диафаноскопии, эхоофтальмографии, электрофизиологического исследования органа зрения, флюоресцентной ангиографии, особенности осмотра новорожденного.