Мотивация. В мире каждую минуту рождается слепой ребенок. Мотивом для изучения данной проблемы врачами всех специальностей служит большая угроза безвозвратной слепоты в этой группе пациентов (среди слепых каждый четвертый потерял зрение от глаукомы). При врожденной глаукоме без хирургического лечения новорожденный может ослепнуть в течение 1-2 нед.
Раннее обращение к врачу, ранняя диагностика, своевременное и адекватное лечение дают надежды на сохранение зрения у пациентов с глаукомой до глубокой старости. Повышение грамотности населения - задача государства и врачей всех специальностей.
Учитывая раннюю и быструю потерю зрения при врожденной глаукоме, акушеры-гинекологи, неонатологи должны заподозрить и диагностировать ее уже в родильном доме и срочно направить новорожденного к окулисту для хирургического лечения. Особая важность работы акушеров и неонатологов обусловлена еще и тем, что первый осмотр ребенка окулистом совершается в возрасте 2-4 мес, когда он уже может ослепнуть от глаукомы.
Термин «глаукома» имеет древнегреческое происхождение (glaus - зеленый, светло-голубой) и не определяет ни сущности, ни главных симптомов заболевания. Он возник потому, что иногда широкий зрачок слепого глаукомного глаза имеет желтовато-зеленый цвет. Это бывает во время острого приступа глаукомы или на поздних стадиях заболевания, когда снижается прозрачность роговицы и хрусталика. Однако это не постоянный признак заболевания, и большинство глаукомных глаз не имеет такого вида.
Основные задачи занятия. По тестово-эталонной системе контроля выявить у каждого студента теоретические знания в отношении этиологии, патогенеза, классификации, клинической картины, методов
диагностики, принципов и исходов лечения различных глауком; научить студентов измерять диаметр роговицы, глубину передней камеры, ширину зрачка, рефлекс с глазного дна, определять давление пальпатор-но и тонометром Маклакова; проверить овладение каждым студентом способом фиксации ребенка для офтальмологического обследования; научить студентов методике ориентированного определения зрительных функций по реакциям слежения, фиксации, узнавания и др.; по возможности каждому студенту предоставить условия для обследования пациента с глаукомой и зафиксировать в тетради все данные, которые могут характеризовать диагноз; добиться от каждого студента постановки развернутого клинического диагноза у обследованных детей и взрослых на основе классификации (генез, форма, стадия, компенсация, динамика) и фиксации этих данных; выяснить у каждого студента его мнение о методике лечения каждого больного и прогнозе; изучить острый приступ глаукомы, диагностику, лечение; совместно со студентами рассмотреть значение раннего выявления глауком у новорожденных и у взрослых для эффективного их лечения; определить сроки и объем диспансеризации детей и взрослых.