только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 2 / 8
Страница 1 / 1

Введение

Массажный метод как биофизический и естественно-биологический фактор воздействия на здорового и больного человека и физиотерапевтическое средство лечения, реабилитации и профилактики с незапамятных времен надежно зарекомендовал себя в клинической и профилактической медицине, косметологии и спорте. Возникнув у разных народов в разных странах разновременно, он предстает сегодня в различных формах и разновидностях (финский массаж, тайский массаж, точечный массаж, массаж шиацу, классический массаж и пр.).

Профессию массажиста получают выпускники медицинских колледжей, а преподаватели физической культуры и тренеры изучают теорию и методику массажа как учебную дисциплину физкультурных вузов для ее использования в своей деятельности.

В нашей стране систематически проводятся чемпионаты регионов и России по массажу. Издается уникальный специализированный журнал по массажу. Массажисты лечебного массажа осуществляют лечение и реабилитацию больных людей, специалисты по гигиеническому массажу обеспечивают профилактику заболеваний и оздоровление населения. Опытные мастера спортивного массажа являются неотъемлемой частью команды, выполняющей подготовку спортсменов к чемпионатам России, Европы, мира и Олимпийским играм. Выдающиеся профессионалы массажа заслуженно пользуются популярностью в своей деятельности и получают государственные награды и звания. Среди них награждены орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени тренеры-массажисты — А.И. Барчо, А.В. Брюшке, Е.Ю. Буторина, В.И. Попов, а также А.А. Бирюков. Почетные звания «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации» и «Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации» присвоены многим специа­листам спортивного и лечебного массажа.

Большим признанием и уважением не только в профессиональной сфере, но и в смежных областях деятельности пользуются также ученые, продвигавшие эту науку. Среди них — голландский хирург И.Г. Мецгер, признанный автор так называемого классического массажа; И.В. Заблудовский, основоположник российской школы массажа; А.Ф. Вербов, основоположник советской школы лечебного массажа; И.М. Саркизов-Серазини, основоположник советской системы спортивного массажа. В этом же ряду стоит и автор нескольких поколений учебника «Спортивный массаж», разработчик российской системы массажа, заслуженный работник физической культуры, доктор педагогических наук, профессор А.А. Бирюков.

Одновременно со становлением теории и практики разных видов массажа и даже опережающим темпом развивалась наука. Появились ее новейшие направления — системоцентризм, культуроцентризм, детерминистическая концепция патологии и медицины, теория функцио­нальных систем (ТФС), теория спорта и обучения двигательным действиям, методология управляющего обучения, которые не нашли пока еще отражения в традиционной теории и методике массажа.

Кроме того, в связи с эмпирическим приоритетом разработки практических и методических вопросов в массаже над теоретическими проблемами в разделе теории массажа не нашлось места таким важнейшим атрибутам науки о массаже, как объект, предмет и методы научного познания, концепции массажного метода, постулатам наук, составляющих теорию массажа как комплексной науки, и пр. Отсюда и отсутствие в науке о массаже ее законов и научно-теоретических и научно-методических принципов как показателей ее зрелости. В этом статусе массаж выглядит, скорее, хорошо отлаженным ремеслом, а не прикладной наукой.

Восполнить существующие пробелы в преподавании учебной дисциплины «Теория и методика массажа» и раскрыть механизм целевого программирования деятельности массажиста — это первая задача предлагаемой книги.

Вторая задача данного руководства — дать в руки специалистов по массажу инновационную информацию для понимания механизма оздоровительного, лечебно-реабилитационного и профилактического действия средств и методов массажа, добавить к традиционным основам технологии гигиенического, спортивного и лечебного массажа научно-теоретическое обоснование с позиции современной науки на курсах повышения квалификации массажистов.

Третья задача — предоставить материал к изданию нового учебника и практикума по массажу, поскольку с момента выхода последнего издания А.А. Бирюкова «Спортивный массаж» (2006) прошло 15 лет, а публикация очередной книги под неудачным названием «Классический массаж» в 2022 г. в соавторстве с Н.А. Власовой ничего нового не добавила.

За это время в науке вообще и в вузовской науке, спортивной науке и спортивной медицине в частности произошли заметные сдвиги в сторону их дальнейшего совершенствования и интеграции. Возросли требования к фундаментализации вузовских знаний.

По мнению В.П. Беспалько, полноценный учебник является комплексной информационной моделью, отображающей определенную педагогическую систему и позволяющей ее воспроизводить на практике. При этом содержание учебника должно быть теоретико-методологической конструкцией как для педагога, так и обучаемого.

Образовательная и учебно-воспитательная структура учебника должна быть сориентирована на федеральный государственный обра­зовательный стандарт профессионального образования, профессиональный стандарт деятельности специалиста и новейшие достижения теории и практики, а конструктивно-содержательная структура книги должна задавать и определять технологию процесса овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками.

Учитывая первый опыт такого комплексного системного представления теории и методики массажа на новых методологических основаниях, авторы руководства не исключают и неприятие взыскательными читателями отдельных положений книги. В этой связи они призывают себе на помощь афоризмы академика Г.Н. Наана: «Мало кто знает, как много надо знать для того, чтобы знать, как мало мы знаем» и Козьмы Пруткова: «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий». Поэтому давайте вместе «вгрызаться в гранит науки».

А если говорить всерьез, то авторы все-таки надеются на доброжелательную оценку этой книги, но готовы с благодарностью принять и продуктивную критику, если даже она будет уничтожающей для авторитета авторов этого учебника, но «побудит к жизни мысли и построения, приближающие нас к объективной истине»Из концовки предисловия к книге Н.А. Бернштейна «О построении движений». М., 1947..

Для продолжения работы требуется вход / регистрация