1. Слово «массаж» как понятие и термин, аспекты этого понятия и его современная формулировка и трактовка
Возникновение термина и понятия «массаж» разные авторы связывают с корневым звучанием некоторых слов древнеиндийского, арабского, древнегреческого, еврейского и французского происхождения, в совокупности означающих рукодействия типа «щупать», «месить», «растирать». Однако этимология и семантика этого слова лишь приближает нас к пониманию сущности многозначного термина «массаж», не раскрывая всей полноты его содержания и всех аспектов этого понятия.
Гораздо глубже должна раскрыть содержание понятия «массаж» его научная формулировка, поскольку понятия как философские категории объективно отражают мир, что позволяет увязывать эти понятия и явления с другими подобными в единую понятийно-категориальную систему.
Представление о содержании понятия «массаж» частично отражено в смысловом подтексте названия этого явления как вида действий человека или его деятельности, а выражаясь точнее — метода. Итак, массаж — это своеобразный метод воздействия одним человеком (массажистом) на другого (пациента).
Массаж стал не только методом профессиональной деятельности, но и явлением человеческой культуры, которой свойственна, помимо преобразующей природу и человека, также и познавательная функция. Практическая деятельность человека в применении массажного метода привела к эмпирическому самопознанию возможностей этого метода с целью более качественного его использования и обучения последующих поколений массажистов, а с возникновением научного метода познания и перехода на научный метод познания — к появлению прикладной науки о массаже.
Таким образом, современное понятие «массаж» имеет четыре аспекта:
- как явление человеческой культуры;
- способ воздействия средствами и методами массажа на людей;
- прикладная наука, обосновывающая массажный метод;
- учебная дисциплина медицинских и физкультурных учебных заведений, где обучают теории и методике этого метода и профессиональным навыкам и умениям.
Культурологический аспект массажа как понятия отражает востребованность человеческим обществом эффектов массажа, его место в гигиене тела и здоровом образе жизни, труде, медицине, спорте.
В методическом аспекте раскрывается специфика массажного метода, механизм его физиологического и прикладного действия. В учебно-научном аспекте массажа — его состав, структура, научные основания, законы, принципы, постулаты и функции. Практический аспект массажного метода заключается в его реализации с целью лечения, оздоровления и профилактики патологии и рецидивов болезни.
На массаж как на явление культуры и науку распространяются ее постулаты. Под постулатами подразумеваются научные утверждения, концепции, теории, принципы, обоснованные в конкретной науке и переносимые в другую область наук на основании тождества выводов без их доказательства из-за очевидной правомерности этого действия. Постулатами теории массажа являются научные утверждения, концепции, теории и принципы родственных и составляющих теорию массажа наук — анатомии, физиологии, биомеханики, медицины и пр.
По мнению Георга Гегеля, «любая область человеческого знания, являющаяся наукой, имеет свои неотъемлемые признаки или атрибуты: объект, предмет и метод». Наука о массаже, как и прочие науки, также обязана обладать всеми этими и другими необходимыми атрибутами науки, которые позволяют раскрыть ее законы и принципы и разработать ее теорию, которыми она до настоящего времени, к сожалению, еще не располагает.
Учебная дисциплина и прикладная наука о массаже должны называться «Теория и методика массажа», а разновидности массажа по сферам деятельности, соответственно, — «Лечебный массаж», «Спортивный массаж», «Гигиенический массаж», «Косметический массаж». Признание видов массажа и аспектов понятия «массаж» позволяет избежать неверных теоретических суждений, умозаключений и выводов.
Названия профессии массажиста также должны соответствовать видам массажа и именоваться в спортивном массаже как «Массажист спортивного массажа», в лечебном — «Медсестра (медбрат) по лечебному массажу», а в гигиеническом массаже — «Массажист гигиенического массажа».
Сама формулировка понятия «массаж» как фундаментальная категория теории массажа претерпела с момента ее разработки и в процессе становления «Теории и методики массажа» значительные изменения. В докторской диссертации основоположника отечественной системы массажа И.В. Заблудовского (1882) написано: «Под именем массаж, словом арабского происхождения, означающим месить, большинство авторов понимает механическое действие, состоящее в растирании, разминании руками некоторых частей тела с целью уменьшить объем (?) разминаемой части, восстановить в ней нарушенное питание и уменьшить боль, рассеять хронические отложения, восстановить подвижность сочленений. В других случаях — с целью возбудить жизнедеятельность кожи, оживить кровообращение, усилить тонус мышечной системы, регулировать деятельность нервной системы. Другими словами, имеются в виду врачебные или гигиенические цели».
В данной формулировке автор стоит на механистической и органолокалистической позициях, характеризующих уровень биологических представлений того времени в понимании механизма действия массажа, перечисляя как подлинные цели и задачи массажа, так и вымышленные.
В работе В.К. Крамаренко «Гигиенический, спортивный и лечебный массаж» (1953) рассматриваемый метод определяется уже как «научно обоснованный и практически проверенный способ рефлекторного и механического воздействия на внутреннюю среду, на ткани организма в условиях развития, укрепления и восстановления их структур, функциональной взаимосвязи».