Особенности ЛФК в педиатрии связаны, прежде всего, с анатомо-физиологическими характеристиками детского организма в разные возрастные периоды.
Движения ребенка развиваются с четкой цефалокаудальной последовательностью — от головы к плечевому поясу, через туловище к тазовому поясу и нижним конечностям. У недоношенных сроки развития функциональной системы движения смещаются на срок недоношенности относительно паспортного возраста.
Процесс двигательного восстановления основан на закономерностях физиологического моторного развития, каждый этап которого становится подготовкой к последующему уровню (табл. 19.1).
Возраст, мес | Двигательная активность | Зрительный анализатор | Слуховой анализатор |
Крупная моторика | Мелкая моторика |
1 | Приподнимает голову, лежа на животе | Кулачки сжаты. Хватательный рефлекс | Фиксирует взгляд, поворачивает глаза к источнику света | Начальная ориентировочная реакция на громкие звуки |
2 | Поднимает и удерживает голову, лежа на животе | Ладонь полураскрыта. Хватательный рефлекс | Следит за движущимся предметом в горизонтальной плоскости. Существенно укорачивается латентный период ответной реакции на зрительную стимуляцию | Слуховое сосредоточение на разговорной речи умеренной громкости. Вырабатывается связь слуховых ощущений с комплексом кинестетических, кинетических и тактильных раздражений |
3 | В вертикальном положении хорошо удерживает голову. Приподнимает туловище, лежа на животе с опорой на локти и предплечья | Ладонь полураскрыта. Пассивный захват | Рассматривает предмет на близком расстоянии | Поворачивает глаза к источнику звука, находясь в горизонтальном положении |
4 | Поворачивается со спины на бок, на живот | Тянется к игрушке двумя руками. Пассивный захват предмета | Следит за игрушкой в трех плоскостях. Созревает система восприятия: различает формы и основные цвета | Поворачивает глаза и голову к источнику звука из горизонтального и вертикального положения |
5 | Переворачивается со спины на живот. Поджимает ноги под живот | Кисть раскрыта. Оппозиция большого пальца. Активный захват | Переводит взгляд с предмета на предмет | Поворачивает глаза и голову в сторону источника звука |
6 | Переворачивается с живота на спину. Встает на четвереньки. | Захватывает мелкий предмет, согнув кисть и пальцы «грабельками» | Видит мелкие предметы | Поворачивается на звук за пределами поля зрения |
7 | Сидит. Начало ползания (назад) | Захватывает мелкий предмет большим пальцем с одной стороны и остальными — с другой. Перекладывает предмет из руки в руку | Смотрит на упавшую игрушку | Внимательно слушает разговор |
8 | Ползает вперед | Берет мелкий предмет выпрямленными большим и указательным пальцами (пинцетный захват) | Находит частично спрятанную игрушку | Высокодифференцированная активность на звуковые раздражения (меняет выражение лица в зависимости от интонации говорящего) |
9 | Встает, садится из вертикального положения. Пытается стоять без опоры | Собирает мелкие предметы, достает кубики из ящика | Знает названия некоторых предметов и показывает на них по просьбе взрослого, следит за падающими предметами | Выполняет жестовые действия на словесную просьбу. Ритмичные движения под звуки разнообразного характера |
10 | Стоит и поднимается без опоры. Переступает, держась за опору | Берет мелкий предмет подушечками большого и указательного пальцев (щипковый захват) | Подает по просьбе знакомые предметы | Реагирует на свое имя — оборачивается |
11 | Стоит без поддержки несколько секунд | Берет мелкий предмет согнутыми большим и указательным пальцами (дистальными фалангами) | Знает некоторые части тела и показывает на них | Понимает запрет |
12 | Самостоятельно проходит 2–5 м. Приседает без опоры, нагибается при поднимании предмета | Берет мелкий предмет согнутыми большим и указательным пальцами | Находит членов семьи, о которых спрашивают | По просьбе ищет и приносит известные предметы |