Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 21 / 22
Страница 1 / 40

Глава 19. Физическая реабилитация в педиатрии

19.1. Особенности лечебной физической культуры и массажа у детей

19.1.1. Лечебная физическая культура в педиатрии

Особенности ЛФК в педиатрии связаны, прежде всего, с анатомо-физиологическими характеристиками детского организма в разные возрастные периоды.

Движения ребенка развиваются с четкой цефалокаудальной последовательностью — от головы к плечевому поясу, через туловище к тазовому поясу и нижним конечностям. У недоношенных сроки развития функциональной системы движения смещаются на срок недоношенности относительно паспортного возраста.

Процесс двигательного восстановления основан на закономерностях физиологического моторного развития, каждый этап которого становится подготовкой к последующему уровню (табл. 19.1).

Таблица 19.1. Психомоторное развитие детей 1-го года жизни

Возраст, мес Двигательная активность Зрительный анализатор Слуховой анализатор
Крупная моторика Мелкая моторика
1 Приподнимает голову, лежа на животе Кулачки сжаты. Хватательный рефлекс Фиксирует взгляд, поворачивает глаза к источнику света Начальная ориентировочная реакция на громкие звуки
2 Поднимает и удерживает голову, лежа на животе Ладонь полураскрыта. Хватательный рефлекс Следит за движущимся предметом в горизонтальной плоскости. Существенно укорачивается латентный период ответной реакции на зрительную стимуляцию Слуховое сосредоточение на разговорной речи умеренной громкости. Вырабатывается связь слуховых ощущений с комплексом кинестетических, кинетических и тактильных раздражений
3 В вертикальном положении хорошо удерживает голову. Приподнимает туловище, лежа на животе с опорой на локти и предплечья Ладонь полураскрыта. Пассивный захват Рассматривает предмет на близком расстоянии Поворачивает глаза к источнику звука, находясь в горизонтальном положении
4 Поворачивается со спины на бок, на живот Тянется к игрушке двумя руками. Пассивный захват предмета Следит за игрушкой в трех плоскостях. Созревает система восприятия: различает формы и основные цвета Поворачивает глаза и голову к источнику звука из горизонтального и вертикального положения
5 Переворачивается со спины на живот. Поджимает ноги под живот Кисть раскрыта. Оппозиция большого пальца. Активный захват Переводит взгляд с предмета на предмет Поворачивает глаза и голову в сторону источника звука
6 Переворачивается с живота на спину. Встает на четвереньки. Захватывает мелкий предмет, согнув кисть и пальцы «грабельками» Видит мелкие предметы Поворачивается на звук за пределами поля зрения
7 Сидит. Начало ползания (назад) Захватывает мелкий предмет большим пальцем с одной стороны и остальными — с другой. Перекладывает предмет из руки в руку Смотрит на упавшую игрушку Внимательно слушает разговор
8 Ползает вперед Берет мелкий предмет выпрямленными большим и указательным пальцами (пинцетный захват) Находит частично спрятанную игрушку Высокодифференцированная активность на звуковые раздражения (меняет выражение лица в зависимости от интонации говорящего)
9 Встает, садится из вертикального положения. Пытается стоять без опоры Собирает мелкие предметы, достает кубики из ящика Знает названия некоторых предметов и показывает на них по просьбе взрослого, следит за падающими предметами Выполняет жестовые действия на словесную просьбу. Ритмичные движения под звуки разнообразного характера
10 Стоит и поднимается без опоры. Переступает, держась за опору Берет мелкий предмет подушечками большого и указательного пальцев (щипковый захват) Подает по просьбе знакомые предметы Реагирует на свое имя — оборачивается
11 Стоит без поддержки несколько секунд Берет мелкий предмет согнутыми большим и указательным пальцами (дистальными фалангами) Знает некоторые части тела и показывает на них Понимает запрет
12 Самостоятельно проходит 2–5 м. Приседает без опоры, нагибается при поднимании предмета Берет мелкий предмет согнутыми большим и указательным пальцами Находит членов семьи, о которых спрашивают По просьбе ищет и приносит известные предметы

Методические особенности проведения ЛФК для детей первого года жизни:

  • чередование мышечной нагрузки для разных мышечных групп;
  • проведение массажа соответствующей области перед упражнениями для мышц рук, ног, спины или брюшного пресса;
  • исключение пассивных упражнений при наличии физиологического мышечного гипертонуса (до 3 мес);
  • применение активно-пассивных упражнений или упражнений с помощью при появлении первых признаков произвольных движений для стимуляции их развития;
  • применение горизонтальных исходных положений (лежа на спине, животе, боку) для гимнастики и массажа детям 1–6 мес;
  • сопровождение речевой инструкцией активных упражнений для детей с 2-го полугодия 1-го года жизни.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация