Одним из основополагающих документов при расчете численности медицинских работников при составлении штатного расписания являются штатные нормативы. Недостатки и ошибочные положения этих документов, указанные в первом издании данной книги, не исправляются. С каждым годом увеличивается временной разрыв между тем периодом, когда содержание и формы нормативных записей в утверждаемых штатных нормативах соответствовали своему назначению, и современным периодом состояния нормативно-правовой базы по труду в здравоохранении.
Величины норм труда, изложенные в рекомендуемых штатных нормативах, имеют разное значение в одновременно действующих и имеющих одинаковую юридическую силу документах. Отсутствует медико-экономическое обоснование новых норм труда, нормативно-правовые документы до их утверждения не проходят необходимую апробацию в учреждениях здравоохранения. Признание ряда приказов Минздрава СССР не действующими на территории Российской Федерации в отсутствие новых норм труда является ошибочным.
Возможности расчета численности должностей по объему работы врачей амбулаторного приема ограничены тем, что утвержденные типовые нормы времени на посещение не согласуются с другими показателями для расчета, в частности с нормативной численностью должностей. При расчетах численности должностей медицинских работников вспомогательной лечебно-диагностической службы по объему работы основной проблемой является отсутствие своевременно разработанных норм времени на исследования, процедуры, манипуляции, проводимые на современной аппаратуре.
Важным показателем, на основе которого составляется штатное расписание, является государственный (муниципальный) заказ, формируемый на основе гарантированного государством объема медицинской помощи. Анализ динамики планово-нормативных показателей, устанавливаемых ПГГ и ТПГГ, показывает непоследовательность их изменений, несоответствие величин данных, утверждаемых на федеральном уровне, основным тенденциям развития тех или иных видов медицинской помощи.
Анализ современной нормативно-правовой базы по труду показывает необходимость проведения следующих мероприятий:
- совместное проведение нормативно-исследовательских работ по разработке норм труда специалистами-клиницистами и специалистами по нормированию труда; определение правил разработки, обсуждения, апробации и утверждения нормативно-правовых документов по труду;
- решение вопросов штатного обеспечения вспомогательной лечебно-диагностической службы с первоочередным пересмотром норм времени на исследования, процедуры, манипуляции с учетом современной оснащенности медицинских организаций;
- пересмотр Порядков оказания медицинской помощи и Положений об организации первичной медицинской помощи и ликвидация противоречий в величинах норм труда в этих документах;
- внесение изменений в нормативно-правовые документы по штатно-нормативному обеспечению круглосуточной работы;
- утверждение на федеральном уровне управления здравоохранением номенклатуры должностей и специальностей, объединяющей все разрозненные по данной тематике документы; приведение этих документов в соответствие с квалификационными требованиями и профессиональными стандартами;
- разработка и утверждение планово-нормативных показателей по объему амбулаторно-поликлинической помощи (либо в числе лечебно-диагностических посещений, либо в числе обращений по поводу заболеваний);
- расширение доступной для организаторов здравоохранения статистической информации по кадровому обеспечению, развитию коечного фонда, показателям заболеваемости населения как на федеральном, так и на региональном уровне;
- включение вопросов нормирования труда в программу как дипломного, так и последипломного образования врачей и медицинских работников со средним образованием по специальностям «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Организация сестринского дела», а также для специалистов клинических специальностей; проведение семинаров, лекций по этой теме, в первую очередь для разработчиков норм труда и для специалистов, утверждающих нормативно-правовые документы по труду; издание методических рекомендаций и учебных пособий по нормированию труда в здравоохранении.
Поиски выхода из сложившейся ситуации приводят к необходимости коренных изменений в этом процессе и переходе на автоматизированную проверку проектов всех нормативно-правовых документов по труду до их утверждения. Создание такой системы требует определенной технической обеспеченности, а главное — заинтересованности органов управления здравоохранением в ее использовании, то есть признании ошибочности указанных позиций нормативно-правовой базы по труду и необходимости их исправления. Предлагаемая нами автоматизированная система может найти широкое применение не только на федеральном уровне управления здравоохранением, но и непосредственно в медицинских организациях для проверки и исправления возможных ошибок в штатном расписании. Перечисленные задачи не могут быть решены без восстановления системы нормирования труда и ее управления.