Глава 1. Здоровье и болезнь. Организация акушерско-гинекологической помощи в Российской Федерации
1.1. Здоровье и болезнь
К.В. Котенко
Болезнь и здоровье представляют собой две основные формы жизненного процесса. Состояния здоровья и болезни могут много раз сменять друг в друга на протяжении жизни человека. Еще Аристотель считал здоровье и болезнь двумя качественно отличными категориями.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и как состояние физического, духовного и социального благополучия. Кроме того, необходимо учитывать многокомпонентность здоровья и его динамику, т.е. рассматривать здоровье как многокомпонентный динамический процесс. Выделяют следующие компоненты здоровья (Волков С.Р. и др.).
- Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма, в основе которого лежит биологическая программа развития, опирающаяся на универсальные базовые потребности.
- Физическое здоровье (физическое благополучие) — оптимальный уровень развития морфофункциональных возможностей органов и систем организма, обеспечивающий приспособительные реакции. Отсутствуют какие-либо нарушения в строении тела и функционировании систем организма. Параметры отражают физическую работоспособность и переносимость физических нагрузок. Предполагается активное отношение к занятиям физической культурой и спортом, внимательное отношение к своему самочувствию.
- Психическое здоровье — оптимальное состояние психической сферы, связанное с полноценным развитием высших психических функций человека. Такое состояние обусловлено полноценным развитием на всех его этапах и определяется биологическими и социальными потребностями, возможностями развития личности.
- Психологическое здоровье — совокупность интересов человека, касающихся возможности самореализации, проявления инициативы, активности.
- Нравственное здоровье — комплекс характеристик жизнедеятельности человека, относящихся к мотивационной и потребностно-информативной сферам и определяющих его поведение, систему ценностей.
- Репродуктивное здоровье — состояние благополучия по всем вопросам, касающимся функций и процессов репродуктивной системы.
С медико-социальной точки зрения рассматривают: а) индивидуальное; б) групповое; в) региональное и г) общественное здоровье (здоровье населения, здоровье популяции).
Индивидуальное здоровье оценивают по самочувствию конкретного человека, наличию или отсутствию у него заболеваний, его физическому состоянию и развитию, выявляемых после соответствующих исследований, трудоспособности, личным ощущениям жизни и др. К примеру, в зависимости от степени проявления одни и те же показатели физического развития могут быть позитивными, благоприятными в общей оценке здоровья или указывающими на факторы риска, отражающиеся в ослаблении, в склонности к развитию того или иного заболевания. Физическое развитие человека тесно связано с функциональным состоянием организма — другой составной частью здоровья; это взаимозависимые и взаимообусловленные в процессе индивидуального развития состояния. Функциональное состояние организма человека определяется наличием резервов его основных систем. По Н.М. Амосову, сумма резервных мощностей основных функциональных систем определяет количество здоровья, «суммарные резервные мощности» не только характеризуют состояние здоровья, но и определяют отношение человека к болезни. Резервные возможности организма, являясь одним из показателей здоровья, определяют жизнеспособность человека. Их роль особенно возрастает при изменении внешней среды, в субэкстремальных и экстремальных ситуациях, при развитии того или иного заболевания. Универсальным способом совершенствования функциональных возможностей организма является физическая нагрузка, с ее помощью достигаются наиболее экономные пропорции функций организма и появляется возможность измерить адаптационный ресурс человека — его общий резерв адаптации и резерв адаптации к нагрузке.
В настоящее время состояние здоровья приобретает новое значение; оно рассматривается как отражение культуры и статуса человека. Необходимо отметить, что понятие здоровья включает в себя не просто отсутствие физических недостатков или болезней, но и высокий физический и психический потенциал.
Для достижения состояния здоровья или его поддержания необходимо формирование культуры здоровья, которая подразумевает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, грамотное применение принципов оздоровления в повседневной жизни.
Факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование культуры здоровья у лиц разных возрастных групп:
- Социальные и культурные факторы. Среди лиц интеллектуальных профессий в 2 раза больше тех, кто занимается оздоровительной физкультурой или имеет другую физическую нагрузку в свободное время, чем среди неквалифицированных рабочих или экономически неактивных людей (возраст — старше 40–45 лет).
- Педагогические факторы. Педагогическое влияние накладывается на образ культуры здоровья, уже сформированный культурной и социальной средой. Известно, что эффективное образование в области культуры здоровья может привести к изменению образа мыслей, правильной оценке и переоценке негативных жизненных ценностей, появлению необходимых навыков и в результате сформировать или изменить не только поведение, но и стиль жизни в целом.
- Медико-физиологические факторы. Имеются в виду уже существующие, в частности, у пожилых людей, режим двигательной активности, режим дня, оздоровительные мероприятия, организация физического воспитания, т.е. опыт человека в области культуры здоровья и его привычки.