Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 13
Страница 1 / 4

Глава 1. История развития представлений о функциональных заболеваниях желудочно-кишечного тракта

Гурова М.М., Новикова В.П., Хавкин А.И.

Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове,
или лечить голову, не думая обо всем организме,
так нельзя лечить тело, не леча душу.

Сократ

История формирования взглядов на функциональную патологию желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) тесно связана с философскими концепциями, оказывающими влияние на развитие медицинской науки, и во многом объясняет многочисленные дебаты, сопровождающие диагноз ФЗ ЖКТ.

Взаимосвязь между функциональной активностью, дисфункцией ЖКТ и воздействием стрессорных событий в жизни пациента, его эмоциональным состоянием была замечена давно. Более того, пищеварительному тракту часто приписывались дополнительные мистические функции, влияющие на физическое и психологическое здоровье организма, что нашло отражение в целом ряде пословиц, поговорок, крылатых выражений: «Беда — когда желудок упрямей, чем рассудок», «Лучше смерть — нежели зол живот» и т.д. Напротив, правильное функционирование кишечника рассматривалось как залог общего благополучия организма: «Живот крепче — на сердце легче», «Бог дал живот, бог даст и здоровье», «Ешь, покамест живот свеж».

Предположение, что сильные душевные волнения и эмоции могут приводить к развитию болезни, было высказано во II в. н.э. Клавдием Галеном (врачом, хирургом и философом греческого происхождения), обратившим внимание в своих трудах на взаимосвязь сильных эмоций, напряжения со стороны вегетативной нервной системы (ВНС) и появлением гастроинтестинальных симптомов (диареи, болей в животе), болей в груди и даже внезапной смерти. Предположение Галена о роли психогенных факторов в возникновении заболеваний желудка и кишечника являлось органичным с позиций холизма, философского течения, основоположниками которого были Платон, Аристотель, Гиппократ [1]. Холистический подход (от греч. holos — целое) постулировал единство разума и тела в возникновении заболеваний, не замыкаясь на больном органе или системе органов. С позиций холизма болезнь может «зарождаться на ментальном уровне, распространяться на психический уровень (эмоциональную сферу) и реализоваться на уровне органа или системы органов» [1]. Принципы холизма лежат в основе традиций восточных медицинских практик, изучающих симптомы заболеваний в совокупности с эмоциональными и поведенческими особенностями пациента. Так, в классическом трактате Тибетской медицины «Чжуд-Ши» в главах, посвященных болезням желудка и кишечника, в качестве причины их возникновения подчеркивается роль утомления и «неподходящего поведения» наряду с «перееданием, неподходящей и несовместимой пищей» [2].

В XVII в. происходит смена философских взглядов, и холизм уступает место дуализму, ярким выразителем идей которого был Рене Декарт, разделивший мыслящий разум (res cogitans) и механически действующее (машиноподобное) тело (res extensa) [3]. Дуализм, разделение души и тела, привнес новые веяния в развитие медицины, подтолкнул к изучению патоморфоза болезней, позволив отменить запрет на проведение вскрытий, так как тело перестало быть вместилищем души. В то же время в свете концепции Декарта отсутствие структурных доказательств существования заболевания приравнивалось к отрицанию проблемы. В устранении причин «неисправностей» функционирующего тела не было места проблемам разума, поскольку «кровь — всему голова, точнее говоря, кровь — царь и Бог физического тела, она роднит человеческую машину с животным, с физикой как таковой; тогда как душа, или способность мыслить, всецело принадлежит метафизике» [4]. Именно поэтому к пациентам, демонстрирующим симптомы, не имеющие структурной морфологической основы, относились как к одержимым или душевнобольным. Благодаря подобным взглядам поведенческие отклонения, нестабильные эмоциональные состояния, психические заболевания не изучались и не лечились согласно мнению, что разум как вместилище души не может быть изменен и улучшен с помощью лечения [5], более того, длительный период психиатрия была отделена от медицинской практики. Отдельные попытки интегрировать психологические и медицинские знания в диагностику и лечение заболеваний в XVIII в. не привели к изменению ситуации. Впоследствии механистические взгляды на развитие заболеваний привели к формированию идей редукционизма, объяснявшего причины любого явления, включая болезнь, поведением элементов, из которых построено явление. Благодаря этому любой сложный процесс описывался с позиций более простых и понятных процессов, то есть особенности макроорганизма рассматривались как комплекс взаимодействия составляющих его физико-химических элементов с переносом законов микромира на причины формирования макроявлений. Учение редукционизма на определенном этапе способствовало развитию медицинской науки, послужив толчком к изучению механизмов функционирования различных органов и систем человеческого организма, что способствовало появлению новых знаний о течении патологических процессов в организме. В это время активно развиваются такие новые разделы медицины, как морфология/патоморфология, физиология/патофизиология и т.д., появились новые диагнозы и методы лечения заболеваний.

Позднее (1800-е гг.) открытие Луи Пастером роли микроорганизмов в развитии заболеваний, а также создание Робертом Кохом микробной теории болезней еще сильнее подтолкнули медицину в направлении биологического редукционизма, постулируя взаимосвязь заболевания и конкретного этиологического агента. Однако, несмотря на бурное развитие микробиологии, морфологии, патофизиологии, сохранялись патологические состояния, позднее объединенные в понятие ФЗ ЖКТ, которые не могли быть объяснены с позиций редукционизма. Дальнейший прогресс в изучении ФЗ ЖКТ связан с проведением психофизиологических исследований ЖКТ в XIX в. [5, 6]. Наиболее ранним из этой серии считается исследование William Beaumont, показавшего взаимосвязь эмоций (гнева и страха) с изменением морфологии и функциональной активности желудка. Начало и середина XIX в. характеризовалась накоплением данных о взаимосвязи эмоциональных состояний, поведенческих особенностей и реакций ЖКТ. Beaumont подготовил почву для дальнейших работ в этом направлении (табл. 1.1) [6].

Для продолжения работы требуется вход / регистрация