Помните! В хирургии, как и вообще в жизни, применяются два способа, чтобы стать выше окружающих. Один из этих способов более трудный, основан на том, чтобы самому подниматься как можно выше в своих знаниях, в своей технике, в своей добросовестности к делу.
Другой способ, более легкий, основан на стремлении принижать и устрашать людей вокруг себя, он может придать человеку ореол важности, недоступности, но именно первый способ действительно возвышает человека.
С.С. Юдин
Институт имени Н.В. Склифосовского располагался в здании, представляющем некогда большую историческую и культурную ценность, ― памятник милосердия и возвышенной любви графа Николая Петровича Шереметьева к бывшей крепостной актрисе, ставшей его женой, графине Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой (Шереметьевой).
Отдадим должное этой прекрасной, но другой истории, по своей трогательности и чистоте навсегда оставшейся в памяти народа [п. 4. 1‒3].
Будущий основатель Странноприимного дома граф Николай Петрович Шереметьев родился 28 июня 1751 г. Он был единственным сыном графа-театрала, создателя затейливых сооружений Кускова, Петра Борисовича Шереметьева (1713‒1788), и внуком героя Полтавской битвы, сподвижника Петра I генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева (1652‒1719).
Окончив курс Лейденского университета, юный граф Николай Шереметьев возвращается в Москву и всего себя целиком посвящает великому делу просвещения, не жалея средств и времени на поддержку молодых художников, скульпторов, артистов театров и деятелей искусств. В короткий промежуток времени он строит изящные храмы в Новоспасском и Ростовском Спасо-Яковлевском монастырях, начинает проектирование на Никольской улице грандиозного Дворца искусств с театром, картинной галереей, кунсткамерой и библиотекой.
В 1792 г., в свой день рождения, Николай Петрович закладывает неподалеку от Сухаревской башни на землях, принадлежащих ранее, со времени царя Алексея Михайловича, княжескому роду Черкасских и отошедших в качестве приданого одной из княжон к Шереметьевым, первый камень в фундамент «каменной гошпитальни», которая вскоре и получит название Странноприимного дома (от евангельского определения «странника» и христианского отношения к нему как к важнейшему предмету попечения о ближнем). В день закладки здания по старинному обычаю под фундамент положили серебряные монеты и камень с медной пластинкой, на которой было выгравировано: «1792 г., июня 28 дня, соорудитель сего граф Николай Шереметьев». Первым автором проекта и строителем был московский архитектор Елизвой Семенович Назаров (1747‒1822). В работе приняли участие и крепостные архитекторы П.А. Аргунов, А.Ф. Миронов, Г.Е. Дикушин. Был применен обычный план городской усадьбы того времени ― далеко отстоящий от улицы главный корпус с крыльями и парком [155]. Строительство началось с создания церкви Святой Троицы, ставшей центральной частью здания, его основой, по сторонам которой широкими крыльями развернулись помещения для богадельни и больницы. Средства тратились колоссальные. К 1776 г. была уже завершена отделка первого этажа и начаты штукатурные работы в церкви, убранством которой должна была служить, с разрешения духовного ведомства, ризница почти пришедшей в упадок стоящей рядом деревянной Троицкой церкви Святой Ксении.
В годы царствования Павла I строительство на некоторое время почти прекращается, так как, будучи другом детства императора, Н.П. Шереметьев назначается обер-гофмаршалом и, поглощенный обязанностями, лишь изредка приезжает в Москву, в Останкино, в свой крепостной театр, где, отдыхая от дел государственных, проводит по несколько недель. В то время на сцене блистала своим талантом крепостная певица Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене Жемчугова).
Прасковья Ивановна (Параша) родилась 20 июля 1768 г. в семье кусковского крепостного кузнеца графа Н.П. Шереметьева. С семи лет она была взята в барский дом на воспитание вдовой княгиней Марией Михайловной Долгоруковой, внучкой фельдмаршала Б.П. Шереметьева. Параша обладала дивным голосом и артистическими способностями, поэтому ее взяли в Кусковский театр, в котором спустя три с небольшим года, в возрасте 12 лет, она дебютировала в комической опере «Испытание дружбы» в маленькой роли служанки.
Юные годы были счастливейшими в жизни Прасковьи Ивановны: она всеобщая любимица, гордость театра, известная актриса. Ее, как и других будущих актрис крепостного театра в Кусково, обучали лучшие актеры, танцовщики и музыканты, учили французскому и итальянскому языкам, обхождению и манерам. Талант актрисы был глубоким и многогранным, и неудивительно, что после открытия графом нового театра в Останкино именно она с невиданным успехом исполняла десятки ведущих ролей. Искренность, задушевность и страстность ее игры покоряли зрителей. Послушать прекрасный голос крепостной актрисы спешили аристократы обеих столиц.
С 1788 г. граф Шереметьев открыто поселяется с Прасковьей Ивановной в новом кусковском доме и, поняв, что безраздельно любит свою крепостную Парашу, дав ей вольную, принимает решение жениться на ней.
В 1801 г. в Москве в приходской церкви Симеона Столпника граф Николай Петрович Шереметьев тайно венчается со своей бывшей крепостной, которая становится графиней Прасковьей Ивановной Шереметьевой.
Рис. 4.1. Граф Николай Петрович Шереметев (1751–1809)
Рис. 4.2. Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова (1761–1803)
Рис. 4.3. Сухаревская площадь, Москва, 1880 г.
Рис. 4.4. Интерьер церкви Святой Троицы
Рис. 4.5. Интерьер Белого зала
Рис. 4.6. Зал Совета Странноприимного дома графа Шереметева
Рис. 4.7. Читальня и библиотека
Рис. 4.8. Совет Странноприимного дома. Сидят слева направо: Виноградов А.Н., Клейнер С.М., Тучков А.Н., граф Шереметьев П.С., Дефиндов С.Д., священник Попов А.В.; стоят: Петухов И.А., граф. Шереметьев Б.С., Мейсер А.Ф.