Помните! В хирургии, как и вообще в жизни, применяются два способа, чтобы стать выше окружающих. Один из этих способов более трудный, основан на том, чтобы самому подниматься как можно выше в своих знаниях, в своей технике, в своей добросовестности к делу.
Другой способ, более легкий, основан на стремлении принижать и устрашать людей вокруг себя, он может придать человеку ореол важности, недоступности, но именно первый способ действительно возвышает человека.
С.С. Юдин
Институт имени Н.В. Склифосовского располагался в здании, представляющем некогда большую историческую и культурную ценность, ― памятник милосердия и возвышенной любви графа Николая Петровича Шереметьева к бывшей крепостной актрисе, ставшей его женой, графине Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой (Шереметьевой).
Отдадим должное этой прекрасной, но другой истории, по своей трогательности и чистоте навсегда оставшейся в памяти народа [п. 4. 1‒3].
Будущий основатель Странноприимного дома граф Николай Петрович Шереметьев родился 28 июня 1751 г. Он был единственным сыном графа-театрала, создателя затейливых сооружений Кускова, Петра Борисовича Шереметьева (1713‒1788), и внуком героя Полтавской битвы, сподвижника Петра I генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева (1652‒1719).
Окончив курс Лейденского университета, юный граф Николай Шереметьев возвращается в Москву и всего себя целиком посвящает великому делу просвещения, не жалея средств и времени на поддержку молодых художников, скульпторов, артистов театров и деятелей искусств. В короткий промежуток времени он строит изящные храмы в Новоспасском и Ростовском Спасо-Яковлевском монастырях, начинает проектирование на Никольской улице грандиозного Дворца искусств с театром, картинной галереей, кунсткамерой и библиотекой.
В 1792 г., в свой день рождения, Николай Петрович закладывает неподалеку от Сухаревской башни на землях, принадлежащих ранее, со времени царя Алексея Михайловича, княжескому роду Черкасских и отошедших в качестве приданого одной из княжон к Шереметьевым, первый камень в фундамент «каменной гошпитальни», которая вскоре и получит название Странноприимного дома (от евангельского определения «странника» и христианского отношения к нему как к важнейшему предмету попечения о ближнем). В день закладки здания по старинному обычаю под фундамент положили серебряные монеты и камень с медной пластинкой, на которой было выгравировано: «1792 г., июня 28 дня, соорудитель сего граф Николай Шереметьев». Первым автором проекта и строителем был московский архитектор Елизвой Семенович Назаров (1747‒1822). В работе приняли участие и крепостные архитекторы П.А. Аргунов, А.Ф. Миронов, Г.Е. Дикушин. Был применен обычный план городской усадьбы того времени ― далеко отстоящий от улицы главный корпус с крыльями и парком [155]. Строительство началось с создания церкви Святой Троицы, ставшей центральной частью здания, его основой, по сторонам которой широкими крыльями развернулись помещения для богадельни и больницы. Средства тратились колоссальные. К 1776 г. была уже завершена отделка первого этажа и начаты штукатурные работы в церкви, убранством которой должна была служить, с разрешения духовного ведомства, ризница почти пришедшей в упадок стоящей рядом деревянной Троицкой церкви Святой Ксении.
В годы царствования Павла I строительство на некоторое время почти прекращается, так как, будучи другом детства императора, Н.П. Шереметьев назначается обер-гофмаршалом и, поглощенный обязанностями, лишь изредка приезжает в Москву, в Останкино, в свой крепостной театр, где, отдыхая от дел государственных, проводит по несколько недель. В то время на сцене блистала своим талантом крепостная певица Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене Жемчугова).
Прасковья Ивановна (Параша) родилась 20 июля 1768 г. в семье кусковского крепостного кузнеца графа Н.П. Шереметьева. С семи лет она была взята в барский дом на воспитание вдовой княгиней Марией Михайловной Долгоруковой, внучкой фельдмаршала Б.П. Шереметьева. Параша обладала дивным голосом и артистическими способностями, поэтому ее взяли в Кусковский театр, в котором спустя три с небольшим года, в возрасте 12 лет, она дебютировала в комической опере «Испытание дружбы» в маленькой роли служанки.
Юные годы были счастливейшими в жизни Прасковьи Ивановны: она всеобщая любимица, гордость театра, известная актриса. Ее, как и других будущих актрис крепостного театра в Кусково, обучали лучшие актеры, танцовщики и музыканты, учили французскому и итальянскому языкам, обхождению и манерам. Талант актрисы был глубоким и многогранным, и неудивительно, что после открытия графом нового театра в Останкино именно она с невиданным успехом исполняла десятки ведущих ролей. Искренность, задушевность и страстность ее игры покоряли зрителей. Послушать прекрасный голос крепостной актрисы спешили аристократы обеих столиц.
С 1788 г. граф Шереметьев открыто поселяется с Прасковьей Ивановной в новом кусковском доме и, поняв, что безраздельно любит свою крепостную Парашу, дав ей вольную, принимает решение жениться на ней.
В 1801 г. в Москве в приходской церкви Симеона Столпника граф Николай Петрович Шереметьев тайно венчается со своей бывшей крепостной, которая становится графиней Прасковьей Ивановной Шереметьевой.
![](https://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970476079-0005,img173.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Рис. 4.1. Граф Николай Петрович Шереметев (1751–1809)
![](https://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970476079-0005,img174.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Рис. 4.2. Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова (1761–1803)
![](https://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970476079-0005,img175.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Рис. 4.3. Сухаревская площадь, Москва, 1880 г.
![](https://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970476079-0005,img176.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Рис. 4.4. Интерьер церкви Святой Троицы
![](https://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970476079-0005,img177.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Рис. 4.5. Интерьер Белого зала
![](https://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970476079-0005,img178.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Рис. 4.6. Зал Совета Странноприимного дома графа Шереметева
![](https://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970476079-0005,img179.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Рис. 4.7. Читальня и библиотека
![](https://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970476079-0005,img180.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Рис. 4.8. Совет Странноприимного дома. Сидят слева направо: Виноградов А.Н., Клейнер С.М., Тучков А.Н., граф Шереметьев П.С., Дефиндов С.Д., священник Попов А.В.; стоят: Петухов И.А., граф. Шереметьев Б.С., Мейсер А.Ф.