только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 1 / 11
Страница 1 / 4

ВВЕДЕНИЕ

Агрессивность существенно осложняет социальную адаптацию детей и подростков. Вместе с тем данная проблема в клинической психиатрии является недостаточно разработанной, хотя в других дисциплинах ей уделяется много внимания.

Вот, например, как трактует данный феномен психоаналитическая теория: сначала агрессия считалась составной частью какого-то общего, так называемого Я-влечения, потом З. Фрейд выделил ее в качестве самостоятельной части - «влечение к смерти».

В биологической парадигме инстинктивное начало жестокости подчеркивалось во многих исследованиях. Например, W. McDougall (1932) среди 12 основных инстинктов человека выделил и агрессивность. К. Мен-нингер (1942), К. Лоренц (1966) в своих трудах отстаивали «естественность» и своего рода «неизбежность» агрессии в жизни человека. Такой правдивый, с научной точки зрения, взгляд согласуется с постулатом писателя С. Лема, считавшего агрессию «неотъемлемой частью человеческой природы».

Советский биолог Э. Бауэр (1935) полагал, что жизнь биологических систем поддерживается постоянным «нарушением равновесия», борьбой с энтропией. Не является ли агрессивность детей и подростков одним из инстинктивных поведенческих проявлений этой борьбы?

Мы наблюдаем очевидный рост агрессии подростков, и она содержит в себе указанный инстинктивный компонент, который, как ни странно, а может быть, совершенно логически смыкается с экзистенциальным аспектом. В переложении на детский возраст этот аспект означает борьбу за свою личность и пространство свободы. И диапазон таких реакций очень широк: от едких замечаний и споров с учителями до импульсивных актов мощной разрушительной силы. Естественным

образом, в силу неразвитости сознания и регуляции поведения, инстинктивность агрессии переходит в поведенческие эквиваленты. Протесты, конфликты, про-вокативные реакции отражают глубинные процессы в сфере инстинктов. Так, агрессивный мальчик, брошенный родителями в детском доме, с улыбкой заявлял пытавшимся его урезонить воспитателям: «Сделайте мне больно»! Классический «хулиган» на самом деле может страдать биполярным расстройством, которое никто не фиксирует.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация