Среди психиатров велико стремление назначать лекарства. Есть даже мнение, что любой выявленный синдром требует «своего» препарата. И дозы лекарств якобы должны соответствовать тяжести симптома. И кочуют по стационарам из года в год дети с назначенными им когда-то перициазином, галоперидолом, хлорпромази-ном, к которым давно сформировалась резистентность и которые, по большому счету, совершенно бесполезны. А родители дезориентированы разными противоречивыми советами по фармакотерапии.
Правильный педагогический подход способен наладить поведение, уменьшить агрессивность и снизить дозы лекарств. Я, например, точно знаю, в какой сестринской смене агрессивный ребенок возбудится, де-компенсируется, а в какой его удастся сразу успокоить и ему не потребуется хлорпромазин. Вот некоторые практические советы от хороших воспитателей - как преодолеть агрессивность ребенка.
• Надо подстроиться к его эмоциональности.
• Выяснить, что послужило причиной той или иной его реакции.
• Учитывать, что менторский тон и угрозы не сработают.
• Проявлять к ребенку искренний интерес.
• Быть с ним поласковей.
• Посулить конфету за его хорошую «работу» по улучшению своего поведения.
• Попытаться вывести из опасной зоны конфликта.
• Предложить ему помириться.
Когда у подростка по тем или иным причинам появляется агрессивность, надо прежде всего постараться справиться с ней путем психологической коррекции. Нужно попробовать решить эту проблему в рамках семьи, найти к ребенку соответствующий подход и по-
стараться уменьшить его агрессию. Это прежде всего касается ситуационной, конфликтной агрессии, когда основная роль принадлежит личности. Попытка дать поспешную отрицательную оценку действиям ребенка может нанести вред. Г. Бреслав (2004) отмечает в связи с этим, что «критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, уводя от решения проблемы». Важен диалог и анализ ситуации, а не простое подавление агрессивности ребенка. Эту задачу можно попробовать решить с учетом следующих максим.