«Крик ребенка, существование которого насчитывает 2–3 дня, и последний стон отходящего в вечность глубокого старца могут быть одинаковым выражением страданий, исходящих из мочеполовых органов» (П.Д. Соловов). Несмотря на справедливость этого замечания, область знаний мочеполовой системы у детей до сих пор является недостаточно изученным участком научной и практической медицины.
В поле зрения неонатологов, педиатров, детских хирургов и детских урологов попадают, как правило, лишь дети с видимыми аномалиями и пороками развития. Вместе с тем значительная часть детей остаются длительное время без квалифицированной помощи в связи с «нехарактерными» клиническими проявлениями, недостаточными знаниями медицинских работников урологической патологии и трудностями их диагностики.
Анатомо-физиологические особенности детей разных возрастов накладывают отпечаток на развитие заболеваний, их диагностику, методы лечения, а также прогноз.
За последние 50 лет достигнуты значительные успехи в диагностике и лечении аномалий и пороков развития мочеполовой системы у детей. В результате проведенных за этот период функциональных исследований и в связи с появлением принципиально новых диагностических методов, таких как рентгенографическая, компьютерная, ультразвуковая, магнитно-резонансная томография, компьютерная ренангиография и внедрения в клиническую практику новых уродинамических методов исследования, значительно изменилась тактика лечения детей с урологической патологией.
Урология детского возраста имеет ряд существенных особенностей, без знания которых невозможно оказать надлежащую лечебную помощь. Детский уролог должен быть широко образованным специалистом не только по урологии, но и по детской хирургии, онкологии, педиатрии, детской анестезиологии и реанимации и т.д.
В книге представлены редкие врожденные заболевания мочеполовой системы у мальчиков и девочек.
Нашли свое отражение онкологическая патология, травматические повреждения мочеполовых органов у детей. Далеко не все редкие заболевания мочеполовой системы у детей представлены в работе. «Главное при их распознавании — это помнить о том, что они существуют» (В.А. Оппель).
В заключение хочу поблагодарить своих учителей: заслуженного деятеля науки, профессора В.М. Державина, доцента И.Я. Огус, сотрудников клиник детской хирургии г. Рязань и г. Запорожье за длительную, плодотворную совместную работу.
Автор выражает надежду, что его труд окажется полезным для клинических ординаторов, детских урологов, хирургов, а также для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов и всех работающих с детьми.