Психосоциальная реабилитация пациентов детско-подросткового возраста с диагнозом «шизофрения» может осуществляться после купирования острых психотических проявлений и включает в себя психообразование, школу психосоциальной адаптации, тренинг социальных навыков, семейное консультирование, когнитивно-поведенческую терапию и др. Психообразовательную (просветительскую) работу необходимо проводить с родственниками и людьми, осуществляющими уход за пациентами, привлекая их к сотрудничеству в лечебно-реабилитационном процессе. Психосоциальная реабилитация проводится врачом-психиатром, медицинским (клиническим) психологом в форме индивидуальных и/или групповых занятий.
Комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения в сочетании с нейропсихологической и психолого-педагогической коррекцией, психосоциальной работой с семьей и пациентом является одним из основополагающих принципов курации больных с шизофренией.
Высокая эффективность комплексной терапии возможна только при тесном, эстафетном взаимодействии высококвалифицированных психиатров, неврологов, психотерапевтов, психологов, педагогов и социальных работников.
Рекомендуется проведение групповой психообразовательной работы с родственниками пациентов детско-подросткового возраста с шизофренией в целях повышения качества и эффективности лечения (реабилитации), приверженности к проводимой терапии и другим рекомендациям мультидисциплинарной команды специалистов, а также решения психологических проблем, способствующих социальной интеграции пациентов и их семьи в целом.
Реабилитационные мероприятия должны включать, помимо психотерапии, стимуляцию физической и социальной активности, разъяснительную работу с членами семьи, психологическую поддержку людей, ухаживающих за больным. Этот аспект лежит в основе семейной терапии, одним из методов ее является психообразовательная работа с родственниками больных, в результате которой возникает групповое взаимодействие, направленное на изменение межличностных отношений в семье. Необходимы правильный выбор формы и вида обучения, рода занятий, создание благоприятного климата в семье и коллективе.
Психосоциальная терапия не может обходиться только методами и способами воздействия, которыми располагают учреждения психиатрического профиля. Необходимо психолого-медико-социальное сопровождение ребенка или подростка вместе с его семьей на основе межведомственного и межпрофессионального взаимодействия. Специалист по социальной работе (социальный работник) с момента первичного обращения (поступления) пациента в учреждение, оказывающее психиатрическую помощь, и на всем протяжении дальнейшего ведения случая оценивает особенности его социального положения и социального функционирования. Следует отмечать не только проблемы и трудности, но и благоприятные и положительные особенности. Сведения фиксируются как на настоящий момент, так и по данным истории жизни пациента. Данные группируются по следующим категориям: семейное положение и особенности семьи, ближайшее (личностно-значимое) окружение, материальное положение, самообслуживание, жилищные условия, досуг, проблемы медицинского обслуживания, характеристика периода обучения (в прошлом и настоящем) и уровень соответствия полученных знаний возрастным нормам, юридические проблемы и проблемы, связанные с взаимодействием с государственными (в том числе правоохранительными) органами, другие психосоциальные проблемы.
Указанные сведения являются социальными составляющими функционального диагноза и учитываются в работе полипрофессиональной бригады. Дневниковые записи по мере заполнения прилагаются к истории болезни пациента. На основании выявленных данных разрабатывается план психосоциальных мероприятий и поэтапного ведения случая с выделением целей и форм вмешательства.
Комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения в сочетании с нейропсихологической и психолого-педагогической коррекцией, социальной работой с семьей и пациентом является одним из основополагающих принципов курации больных с шизофренией. Высокая эффективность комплексной терапии возможна только при тесном, эстафетном взаимодействии высококвалифицированных психиатров, неврологов, психотерапевтов, психологов, педагогов и социальных работников (Simashkova N.V. et al., 2019).