Шизофрения в большинстве случаев является генетическим заболеванием. Превенция шизофрении строится на основе знаний об этиологии и патогенезе этого психического расстройства.
Первичная превентивная помощь ранее казалась невозможной, однако введенный с 2019 г. скрининг детей раннего возраста, направленный на выявление риска возникновения нарушений психического развития путем анкетирования (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 июня 2019 г. № 396н «О внесении изменений в Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. № 514н»), способствует выявлению риска, в том числе по шизофрении (психоневрологический симптомокомплекс, отражающий специфическое измененное развитие психики у детей раннего возраста — шизотипический диатез), и своевременному назначению профилактических и лечебно-абилитационных мероприятий. Это позволяет минимизировать экзогенные стрессовые воздействия, способные спровоцировать манифестацию данных расстройств. Родителям, воспитывающим детей группы риска, рекомендуется семейное консультирование с целью смягчения неблагоприятно действующих психосоциальных факторов, при необходимости коррекции родительской стратегии воспитания и по другим вопросам развития и воспитания детей.
Лица, имеющие определенные стигмы в психическом статусе и особенности развития, уязвимы к повреждающему действию различных факторов внешней среды. Сочетанное воздействие неблагоприятных внутренних и внешних факторов способствует раннему развитию заболевания. Гипотеза расстройств шизофренического спектра получила дальнейшее развитие в концепции психического диатеза. Зарубежными и отечественными исследователями выделены разные типы диатеза, такие как шизотипический (Козловская Г.В., Скобло Г.В., Горюнова А.В., Римашевская Н.В., 1996; Козловская Г.В., Калинина М.А., 2013; Калинина М.А., 2018; Козловская Г.В., Кремнева Л.Ф., Калинина М.А., Иванов М.В., 2020) и психопатологический (Циркин С.Ю., 2012). В этом же ракурсе рассматривается нейроинтегративный дефект, исследованный и описанный в свое время B. Fish (1987).
Вторичная превентивная помощь при шизофрении в детско-подростковом возрасте значима при ранней диагностике, так как помогает своевременно оказать терапевтическое вмешательство для предотвращения формирования тяжелого личностного и когнитивного дефицита или дефекта, что способствует выработке оптимального маршрута ведения пациента с построением вертикали обучения. Раннее начало медикаментозной терапии имеет важное значение и является необходимым и доказанным фактом (Иващенко, 2019) как прогностически благоприятный фактор. Это обусловлено закономерностями развития головного мозга, положительными тенденциями онтогенеза при остановке активного течения болезни.
Общая стратегия вторичного превентивного вмешательства направлена на раннее выявление заболевания, определение длительности психоза с выделением длительности продромального, предпсихотического состояния. О пользе вторичного превентивного вмешательства свидетельствуют благоприятные исходы, которые снижают риск возникновения повторного психоза, сокращают длительность госпитализаций, улучшают качество ремиссии, снижают стоимость лечения, повышают комплаентность, предупреждают повышенное употребление психоактивных веществ и делинквентное поведение.
После проведения медикаментозной и немедикаментозной терапии пациентов с ШД определяется комплекс необходимых мероприятий третичной превентивной помощи, задачами которой являются решение вопросов социальной защиты (социальной поддержки и социального обслуживания), определение маршрутов реабилитации и социальной адаптации, определение профиля вектора обучения и межведомственного взаимодействия совместно с психолого-медико-педагогической комиссией и бюро медико-социальной экспертизы. Задачами медико-социальной экспертизы являются установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определение потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию; изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.