10.1. Адаптационный синдром в амбулаторной анестезиологии
Человек есть система, как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам, но... система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и совершенствующая...
И.П. Павлов
Во время I стадии адаптационного синдрома изменяются АД, частота дыхательных движений (ЧДД), температура тела, тонус скелетных мышц, гиперсекреция слюнных и слезных желез, содержание глюкозы в крови, повышается проницаемость стенок капилляров, сгущается кровь, что сопровождается распадом белков и преобладанием катаболических реакций.
Именно I стадия адаптационного синдрома должна интересовать врача-анестезиолога, работающего в амбулаторных условиях, для профилактики каких-либо патологических изменений, связанных со стрессом посещения медицинского учреждения для диагностических или лечебных манипуляций.
Предоперационная тревога и боязнь общей анестезии — одна из наиболее важных проблем для пациентов, которым предстоит лечение под седацией или общей анестезией. Особенно это касается детей.
Согласно социологическим исследованиям посещение больницы для большинства людей представляет собой колоссальную стрессовую ситуацию. Например, боязнь стоматологов в разной степени испытывают более 30% населения планеты, то есть каждый третий житель. Дентофобия (называемая также стоматофобией, одонтофобией) — панический интенсивный непреодолимый страх, объектом которого является стоматологическое лечение. Люди, страдающие дентофобией, предпочитают переносить мучительную зубную боль, занимаясь самолечением и принимая сильные обезболивающие препараты, и обращаются в стоматологическую клинику лишь в крайне тяжелых случаях. Однозначная причина возникновения страха стоматолога до сих пор не определена, но известно, что при тревожном расстройстве изменяется работа ЦНС, в частности производство и обмен серотонина и норадреналина.
Помимо вышеописанных причин возникновению дентофобии способствуют:
- некоторые психические отклонения;
- низкий болевой порог у человека;
- особенности зубной боли, для которой характерны острота и сила;
- негативные описания стоматологического лечения в средствах массовой информации;
- перенос на стоматологическое направление негативного опыта лечения у иных медицинских работников;
- возникновение чувства беспомощности, осознание невозможности контролировать процесс.
Нами проведено исследование, в котором определены фобии для улучшения коммуникации как с родителями, так и с детьми, проходившими стоматологическое лечение под общей анестезией, и метод анестезии с учетом проблемы дентофобии на основе обратной связи с родителями с помощью анкетирования.
Общение с родителями детей, у которых планировалось лечение зубов под внутривенной анестезией пропофолом, происходило непосредственно перед процедурой лечения. Анкеты предлагали заполнить администраторы клиники (рис. 10.1). В анкете родителям нужно было отметить, что их беспокоит (чего они боятся) перед лечением зубов у ребенка. На основании данных анкеты есть возможность выявить уровень тревожности у ребенка и подобрать подходящий вариант премедикации.
Рис. 10.1. Мама девочки 5 лет заполняет анкету перед лечением зубов ребенка под общей анестезией (а, б)
Всего в исследовании участвовали родители 104 детей. Возраст детей варьировал от 1 года 6 мес до 7 лет. В анкетах сформулированы такие положения: риск аллергической реакции — 48 (44,44%), страх ребенка перед уколами — 62 (59,61%), страх ребенка перед лечением (бормашиной) — 58 (55,77%), страх, что ребенок не проснется после лечения, — 57 (54,81%), страх, что ребенок проснется во время лечения, — 52 (50%), страх, что ребенок будет чувствовать боль во время лечения, — 54 (51,92%), профессионализм стоматолога — 5 (4,81%), профессионализм анестезиолога — 5 (4,81%), страх, что ребенок будет чувствовать боль после лечения, — 59 (56,73%), страх, что у ребенка будет тошнота, рвота после лечения, — 60 (57,69%). Образование родителей: среднее — 15 (14,42%), высшее — 67 (64,42%), остальные родители не сделали отметок в графе «Образование».
В пяти анкетах заполнены все графы, именно эти родители проявляли наибольшую тревожность перед лечением ребенка. Однако один ребенок из этих пяти пациентов пришел на повторное лечение через 6 мес, и при повторном анкетировании родителей был получен совсем другой результат. Родители данного ребенка отметили только графы 2 и 3 (страх ребенка перед уколами, боязнь лечения и бормашины). Во время данного исследования было выяснено, что частота встречаемости предоперационной боязни уколов и непосредственно самого стоматологического лечения (бормашины) была такой же [страх ребенка перед уколами — 59,61%, боязнь лечения (бормашины) — 55,77%], как и послеоперационных проблем, связанных с тошнотой, рвотой (57,69%) и болью после лечения (56,73%). Желание получить информацию было значительно больше у родителей, обеспокоенных болью после стоматологического лечения ребенка, чем у родителей, у которых это беспокойство отсутствовало. У родителей, лучше информированных с помощью Интернета по поводу проведения седации, выявлено значительно меньшее количество фобий.
Знание количества (доли) родителей с беспокойством и тревожностью (табл. 10.1), дети которых готовились к стоматологическому лечению под седацией, позволило значительно улучшить коммуникацию не только между родителями и анестезиологом, но и между ребенком и анестезиологом.