С.А. Игумнов
Делай, что должен, и будь что будет
Марк Аврелий, II в. н.э.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила в марте 2020 г. о пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19), признав ее глобальной угрозой человечеству. Случаи COVID-19 зафиксированы в 216 странах, зонах или территориях. По состоянию на 27 октября 2020 г. подтверждено более 43,6 млн случаев заболевания, из которых более 1,16 млн случаев смерти связаны с COVID-19 [1] (для сравнения — на 19 мая 2020 г. общемировое число подтвержденных случаев заболевания превысило 4 млн, и было зарегистрировано более 300 000 подтвержденных случаев смерти) [2].
Наряду с объявленной главой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пандемией коронавирусной инфекции можно утверждать о распространении так называемой пандемии плохих новостей. Причем вирус страха, распространяющийся по миру вслед за волной пандемии COVID-19, по своей опасности не уступает своему биологическому собрату, последствия которого отложатся в массовой культуре многих народов.
Можно выделить три основные причины столь стремительного распространения в обществе тревоги.
Во-первых, это сама серьезность биологической угрозы, тяжесть социальных и экономических последствий карантина. COVID-инфекция характеризуется высокой заразностью и тяжелыми последствиями, которые при неконтролируемом течении приводят к многочисленным жертвам, как это случилось в Италии, Испании, Великобритании, США, Эквадоре и ряде других стран. Для предотвращения распространения инфекции вводятся серьезные противоэпидемические мероприятия с тяжелыми экономическими последствиями, как для всего государства, так и для отдельных граждан.
Во-вторых, современное развитие средств связи превращает любого человека со смартфоном в средство массовой информации (СМИ) с мировой аудиторией. Распространение мессенджеров, социальных сетей, стримов создает особую культуру подачи информации — погоню за хайпом. Авторы становятся экономически заинтересованы в подаче искаженной, а порой и заведомо ложной информации. Страх хорошо продается — «жареные новости» увеличивают число просмотров и количество подписчиков. Рост аудитории увеличивает прибыль от контекстной рекламы, появляются заказы на рекламные посты. Некритичность восприятия усиливает особая форма подачи материала: посты в Телеграм-каналах, комментарии («комменты») под статьями подаются в безапелляционной форме «экспертов последней инстанции», стримы подаются как репортаж с места событий, мемы в соцсетях требуют упрощенной реакции в виде лайков или дизлайков с бессознательным одобрением основной мысли. В результате человек попадает в информационную ловушку, когда «и так все понятно», «нет времени объяснять, нужно действовать», «если ты не согласен, ты против нас».
В-третьих, наблюдается психологическая неготовность общества к потрясениям такого масштаба. Последнее потрясение, схожее по характеру и охвату, мир переживал ровно сто лет назад — эпидемию испанского гриппа 1918–1919 гг. С «лихих девяностых» прошло уже более 20 лет. В спокойствии и относительном достатке выросло целое поколение, не знавшее бед. В результате первое серьезное испытание приводит к массовой инфантильной реакции: панической скупке «всего подряд», нежелании терпеть ограничения, излишней самоуверенности, что «меня это точно не коснется», росту эгоизма и атомизации общества.
Сложившись воедино, эти три фактора начинают негативно влиять на психическое, физическое здоровье и социальное благополучие населения. На психическом уровне это проявляется ростом невротических, тревожных, депрессивных расстройств, ростом злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами.
Переживаемый психологический дистресс обусловлен множеством различных факторов. Страхи и тревоги по поводу нашего собственного здоровья и здоровья наших близких, а также опасения по поводу негативных социально-экономических последствий пандемии усиливаются в результате воздействия глобальных средств массовой информации на кризис, что приводит к повышенному риску развития тревожных и депрессивных симптомов [3, 4].
Затяжная интенсивная тревога ведет к формированию таких психических нарушений, как расстройства адаптации, генерализованное тревожное расстройство, панические расстройства. К ним присоединяются расстройства пищевого поведения (анорексия или булимия), расстройства сна (бессонница, дневная сонливость), сексуальные дисфункции. Навязчивый поиск у себя «признаков инфекции» приводит к развитию соматоформных расстройств — стойких болезненных ощущений у физически здоровых людей. Психическое истощение, груз проблем, межсезонье ведут к формированию депрессии, от легких ее форм, зачастую воспринимающихся как общее недомогание, до тяжелых, когда человек не может ни есть, ни спать, ни подняться с постели. Наиболее яркими признаками депрессии являются плохое настроение, отсутствие радости и упадок сил. Если эти признаки затягиваются более чем на две недели, необходимо обращаться за специализированной помощью к психологу, психотерапевту или психиатру. Эскапизм (желание убежать от проблем), безделье и мифы о целебных свойствах алкоголя приводят к росту его потребления, злоупотреблению и провоцируют запои. Причем злоупотребление начинается незаметно. Вначале это баночка пива или «бутылочка вина, чтоб не болела голова» по выходным, потом начинается пьянство по вечерам «для снятия стресса», а там и до запоев (с желанием «опохмелиться» с утра и сильным, неконтролируемым влечением к спиртному) недалеко. Установлено и публиковалось неоднократно, что употребление алкоголя снижает защитные свойства организма и осложняет течение коронавирусной инфекции, а потребление спиртосодержащих антисептиков «для внутренней дезинфекции» и вовсе опасно для жизни (к сожалению, такие пациенты, с вирусом и без вируса, уже поступают в токсикологические и реанимационные отделения).